29 октября состоялись IV Мелетинские чтения «Историческая поэтика: миф - новелла – роман».
29 октября 2012 г. состоялись IV Мелетинские чтения, озаглавленные «Историческая поэтика: миф - новелла – роман». Если попытаться кратко определить общий ракурс, объединяющий в единое целое многообразную научную деятельность Е.М. Мелетинского, то это будет именно историческая поэтика повествовательных форм, начиная с архаической мифологии и вплоть до новейшей литературы. При всех изменениях предмета исследования на протяжении своей более чем полувековой научной деятельности он, в сущности, оставался верен этой главной теме. «Несмотря на то, что я имею близкое отношение к фольклористике, все-таки для меня фольклористика не является самоцелью, она является средством, ступенью, инструментом для решения вопросов исторической поэтики, – говорил ученый в интервью 2 октября 2003 г. – Для меня фольклор всегда был как первоисточник развития литературы. И мне хотелось обследовать точно, найти пути формирования жанровых структур в самом фольклоре, потом их трансформацию в жанровой структуре литературы».
Подобным трансформационным процессам, протекающим в литературной традиции, и были посвящены доклады, прозвучавшие на IV Мелетинских чтениях:
· Н.В. Брагинская «Символическая повесть как начало литературы»
· М.Л. Андреев «Первая рама “Декамерона”: открытие прозы»
· М.А. Гистер «Кто любит сказки? Рассказчики и рассказчицы сказок в новеллах мадам д’Онуа и ее современниц»
· О.Б. Вайнштейн «Литературный архетип “отвратительной красавицы” в романе Вилье де Лиль-Адана “Будущая Ева”»
· Н.В. Петров «От “гисторий” к русскому эпосу: пути взаимных влияний устной и книжной традиций»
С.Ю. Неклюдов «От ритуального сюжета к его литературным переработкам: Разин и персидская княжна»
Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918–2005) – один из самых известных и авторитетных гуманитариев современности, исследователь мифа и фольклора, средневекового романа и новеллы, мифологизма в прозе XX века и литературных архетипов, основатель отечественной школы сравнительно-типологической фольклористики, воспитавший целую плеяду исследователей, младшие из которых по возрасту могли бы быть внуками старших. В его трудах, сочетающих сравнительно-типологический и структурно-семиотический подходы, мировая словесность – в широчайшем диапазоне своих исторических и этнокультурных воплощений – предстает как стройная система, управляемая общими закономерностями, постижение которых и составляло высшую цель его научного творчества.