Интервью ректора РГГУ Ефима Пивовара "Новой Газете"
Среди известных брэндовых вузов, попавших в красную зону мониторинга Минобрнауки по эффективности вузов, оказался РГГУ. Хотя этот вуз по мнению многих экспертов – лидер гуманитарного образования и гуманитарных наук. Есть у вуза кроме репутации и вполне реальные достижения: он только в этом году вошел в список победителей конкурса Минобрнауки среди вузов на лучшую программу стратегического развития. РГГУ координирует работу группы разработчиков КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕГЭ по Истории. РГГУ - головной вуз в учебно-методических объединениях вузов России по направлениям историко-архивоведение, история, культурология, музеология.
Ефим ПИВОВАР, ректор РГГУ, на вопрос: «Не шокировал ли вас мониторинг?»
- Первая попытка провести мониторинг вузов в масштабах страны очень важна. Выбранные критерии прозрачны и понятны. Это первый шаг. Как первый шаг они, конечно, работают. Определяется инфраструктура. Но уже прозвучало, что будем вместе совершенствовать показатели мониторинга. А то, что замеры очень важны, это очевидно.
У РГГУ есть программа стратегического развития вуза. Показатели, которые мы заложили для себя, уже имеют результаты, и некоторые из показателей совпали с теми, что заложены в федеральном мониторинге.
- По некоторым показатеями РГГУ ниже пороговых значений, определенных в мониторинге. По каким?
- У нас были ниже показатели доходов от научно-исследовательской деятельности на одного сотрудника. Но это показатели прошлого года, а в своей программе развития мы поставили задачу поднять этот показатель, сейчас он уже вдвое превышает пороговые значения: около 100 тыс. руб. на человека. Хотя и это ниже, чем в среднем по Москве. Но здесь у нас есть специфика. Мы реализуем очень много программ. На некоторых программах мало студентов, но эти специалисты тоже нужны. Специалистов по древним или восточным языкам не может быть много, но не заниматься их подготовкой РГГУ не может. Поэтому есть программы – доноры, а есть программы, которые не принесут денег, но должны быть поддержаны вузом в целом. Этот баланс мы можем реализовать благодаря программе развития.
- Но все же у РГГУ есть признаки неэффективности по мониторингу министерства?
- Программу развития мы только начали реализовывать. Но нас не признали неэффективными, неправда.
- Но с признаками неэффективности.
- Эффективность – это достижение больших результатов минимальными средствами. Так что значение этого слова в мониторинге не совсем технологически выверенное. Если говорить о слове, о документальных технологиях, надо быть точнее. Я бы все-таки говорил о проблемах, а не об эффективности. А их я считаю резервом развития. Проблемы у нас, конечно, есть. Мы 6 лет назад вообще не могли показать данные о наших учебных площадях, о праве оперативного управления. Все эти годы боролись. Но сейчас решили эту проблему – 70 тыс. кв. м мы отстояли. Это говорит об эффективности деятельности команды. Мне, как ректору в наследство достались эти проблемы. Мы их разрешили.
- Вы теперь вписываетесь по площадям?
- Нет, но это легко может быть скорректировано по контингенту. Аккредитационные требования меняются. Был норматив – 10,5 м кв, теперь будет 13.
- Сокращать число студентов?
- Оно и так уменьшается: государство ориентирует на рост не гуманитарных направлений, а инженерно-технических, которые важны для экономики. Есть перепроизводство социальных специалистов – экономистов, юристов. Их, конечно, не верно называть гуманитарными. Здесь задачи коррекции есть для всех вузов, хотя РГГУ входит и в ассоциацию ведущих вузов по экономическому менеджменту. А собственно гуманитарные направления у нас сильны и пользуются спросом.
- Конкурсы растут, а места должны сокращаться?
- Востребованность наших программ в Москве растет. Когда я приходил, конкурс был 5 человек на место, сейчас – больше 30.
- Есть специальности, на которые конкурс еще выше?
- Есть и по 100. Востребованность.
- А справедливы ли критерии, по которым проводится мониторинг?
- Любое измерение качества не может быть абсолютным. Оно всегда относительно. Слово «справедливость» здесь не подходит. На наш взгляд важный показатель для вуза - востребованность. В нем и знание о том, что здесь дают качественное образование, и что работодатели берут на работу с этим образованием, и что в вузе благоприятная атмосфера. Этот показатель может быть дополнен срезом знаний после первого курса, и по итогам завершения программы бакалавриата. Мы сейчас над этим работаем.
Но общество в целом имеет претензии к качеству вузовского образования. Значит надо искать решение проблем.