РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




К итогам мониторинга деятельности вузов России
14.11.2012

К итогам мониторинга деятельности вузов России

1 ноября обнародованы итоги Мониторинга деятельности федеральных учреждений высшего профессионального образования.


1 ноября были обнародованы итоги Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, который проводился Министерством образования и науки Российский Федерации по нескольким основным критериям:

1. Средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в вуз;

2. Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника;

3. Удельный вес численности иностранных студентов, окончивших вуз;

4. Доходы вуза в расчете на одного научно-педагогического сотрудника;

5. Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента.

По итогам мониторинга Российский государственный гуманитарный университет оказался в списке двадцати вузов г. Москвы, в работе которых отмечены «признаки неэффективности».

Сама по себе необходимость системного исследования основных показателей работы вуза не вызывает сомнений. Разработка количественных индикаторов, позволяющих сопоставить параметры работы разных образовательных учреждений призвана помочь каждому вузу более адекватно оценить собственное место среди других, родственных по профилю, университетов.

Следует подчеркнуть, что данные любого численного измерения имеют характер достаточно условный, тем более что в данном конкретном случае совершенно одинаковые требования предъявлялись к вузам различного профиля: инженерным, гуманитарным, творческим, педагогическим и т.д. Очевидно, что для разных групп вузов показатели по многим критериям мониторинга объективно выглядят совершенно по-разному. Так, например, невозможно без введения дополнительных коэффициентов объективно сопоставлять наукоемкость гуманитарных, инженерных и творческих вузов (критерий 2).

Можно допустить, что в отдельных случаях в показателях работы РГГУ присутствуют «признаки неэффективности». Однако нельзя не заметить того факта, что в гораздо большем количестве и объеме обнаруживаются признанные российским и международным образовательным сообществом свидетельства успешной и высокоэффективной работы университета. Отметим лишь некоторые из них:

1. С начала 2012 года РГГУ вошел в список победителей конкурса Программ стратегического развития государственных вузов России, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации, причем из 55 победителей конкурса только 6 являются гуманитарными вузами. Таким образом, на основании совершенно объективных критериев университет признан одним из самых эффективных в своем образовательном сегменте.

2. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации университет сформировал и осуществляет руководство деятельностью экспертной группы по осуществлению конкурсного отбора проектов в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по наукам гуманитарного цикла на 2012 г. Это также является фактором признания лидерства РГГУ среди гуманитарных вузов страны.

3. По поручению Минобрнауки России и в сотрудничестве с ведущими государственными организациями и научными институтами РГГУ организовал и реализует целый ряд масштабных проектов, например, «Особенности разработки и использования измерительных материалов для оценки качества высшего профессионального образования с учетом требований ФГОС ВПО» (организован Федеральным институтом педагогических измерений на базе РГГУ).

4. Согласно приказам Минобрнауки России, РГГУ осуществляет руководство экспертными комиссиями по присуждению государственных персональных стипендий студентам гуманитарных направлений подготовки (Стипендия имени А.И. Солженицына, Стипендия имени Д.С. Лихачева).

5. РГГУ осуществляет координацию работы группы разработчиков демонстрационных вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по направлению «История» на базе Федерального института педагогических измерений.

6. РГГУ является головным вузом для нескольких Учебно-методических объединений вузов России (УМО) по фундаментальным гуманитарным направлениям «Историко-архивоведение», «История», «Культурология», «Музеология», на базе университета работают комиссии по направлениям «Информатика» и «Управление».

7. В РГГУ работает уникальный Музейный центр, объединяющий Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева и обширную коллекцию неофициального искусства из собрания Л.П. Талочкина. Учебный музей функционирует на правах филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина – одного из крупнейших российских и мировых музейных центров. В Учебном музее представлены экспонаты, собранные более столетия назад И.В.Цветаевым. Подобная интеграция масштабного музейного проекта и образовательной практики гуманитарного университета не имеет аналогов в стране и в мире.

8. Несмотря на свой гуманитарный профиль, РГГУ занимает значимое место на карте студенческого спорта. Спортивные команды РГГУ по нескольким видам спорта являются чемпионами не только общероссийского, но и международного уровня (в частности, сборная команда РГГУ по настольному теннису является чемпионом Европы и т.д.).

Вместе с тем, следует отметить, что работа по анализу эффективности деятельности университета была начата в РГГУ еще до начала мониторинга. На данный момент приняты меры, которые в 2012 г. позволили существенно оптимизировать ситуацию в том числе в рамках избранных для мониторинга критериев. При проведении мониторинга запрашивались данные за 2011 год. Если бы подобное исследование проводилось сегодня, то показатели по основным критериям были бы существенно выше, как минимум, по двум основным причинам:

  • в конце 2011 года РГГУ стал победителем уже упоминавшегося конкурса Программ стратегического развития государственных образовательных учреждений. В результате получено дополнительное финансирование, что уже позволило улучшить показатели по критериям №№ 2 и 4 (также следует отметить, что даже в 2011 г. отступление РГГУ от порогового значения по показателю № 2 находилось в пределах 10%).
  • согласно распоряжениям Минобрнауки России, университетом проводится работа по оптимизации филиальной сети. В результате стало возможно усилить концентрацию кадровых, финансовых и организационных ресурсов в пользу головного вуза, что привело к улучшению показателей по критериям №№ 2 и 3. В ближайшее время это улучшение станет еще более ощутимым.

Следует также отметить, что основные критерии эффективности, присутствующие в проведенном мониторинге, касались в основном отдельных параметров текущей образовательной и научной работы вузов, а не результатов этой работы, к числу которых относятся, например, трудоустройство выпускников, факты международного признания содержания образовательных программ. Между тем, высокий уровень подготовки выпускников РГГУ является общепризнанным фактом, среди окончивших университет большое количество высокопрофессиональных специалистов-гуманитариев, успешно работающих в России и за рубежом, в том числе на высоких должностях в органах государственной власти, министерствах и ведомствах федерального и регионального масштаба. Именно успешность выпускников РГГУ приводит к тому, что в последние годы университет занимает одну из лидирующих позиций в стране по количеству заявлений на одно бюджетное место. В текущем году на каждое место было подано более 30 заявлений – сложно допустить, что такое количество подготовленных абитуриентов желают поступить в вуз «с признаками неэффективности».

Нуждаются в комментарии также показатели работы университета в области интернационализации образования. Из довольно значительного набора индикаторов при проведении мониторинга учитывался исключительно удельный вес окончивших университет иностранных студентов. Следует подчеркнуть, что данный показатель формировался без учета студентов, аспирантов, стажеров, прибывающих в РГГУ не на полный срок обучения, а на стажировки сроком от одного месяца до одного года. Между тем, подобная форма академической мобильности во всем мире признана весьма эффективной – например, потому, что позволяет организовать движение студентов в обе стороны – не только в Россию из других стран, но также из РГГУ в университеты других стран.

То же касается и различий между привлечением иностранных преподавателей в штат университета на условиях полной занятости и их работы в пределах более краткосрочных стажировок. Первая форма, согласно последним установкам, является приоритетной, между тем, вторая, на наш взгляд, является не менее, если не более эффективной. Именно привлечение зарубежных специалистов на сравнительно краткие сроки позволяет осуществлять работу в проектном режиме, с ориентацией на конечный продукт – конкретный научный результат либо учебный курс лекций. Это позволяет осуществлять академическую мобильность преподавателей на взаимной, двусторонней основе и, кроме того, не ведет к вытеснению квалифицированных отечественных специалистов с российского рынка труда.

Среди иных достижений университета в области интернационализации образования, не учтенных в мониторинге в рамках принятой системы критериальных показателей, можно назвать эффективную научно-образовательную деятельность более десятка двусторонних международных учебно-научных центров, работающих в РГГУ, работу учебных и исследовательских центров, открытых университетом в других странах (например, в Мексике и Китае), деятельность уникальных совместных международных магистерских программ, выпускникам которых вручаются дипломы о высшем образовании двух стран (России и Германии, России и Франции, России и Польши, России и Венгрии), проведение организованных по инициативе РГГУ двусторонних форумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и ряда европейских стран (Франции, Германии, Италии, Чехии), активное участие в европейских сетевых проектах Erasmus Mundus, Европейской Седьмой Рамочной Конвенции (7РП / FP7). Кроме того, РГГУ входит в число учредителей и руководителей Ассоциации вузов-партнеров России и Украины, Российской ассоциации украинистики, Общества дружбы «Россия-Азербайджан», на его базе работает Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ.

Наконец следует кратко остановиться на 5-м критерии мониторинга («Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента»). Не вполне понятен принцип определения пороговой величины по этому критерию - 13 кв.м. на студента (до которого РГГУ, кстати, недостает лишь 0,5 кв.м.). Вплоть до настоящего времени нормативным значением для гуманитарных специальностей был показатель в 10,5 кв.м. В контексте рассмотрения этого критерия следует обратить особое внимание, что действующая администрация РГГУ полностью урегулировала имевшиеся ранее имущественные и инфраструктурные проблемы жизнедеятельности университета – за последние 6 лет были возвращены в федеральную собственность и закреплены за университетом свыше 65 000 кв.м. площадей, созданы заделы для дальнейшего расширения имущественного комплекса университета.

Все изложенное свидетельствует о том, что, с одной стороны, к результатам мониторинга, проведенного Минобрнауки России, следует отнестись максимально внимательно и учесть их для дальнейшего совершенствования работы Российского государственного гуманитарного университета – одного из ведущих гуманитарных вузов страны, а с другой стороны, необходимо провести глубокое и содержательное обсуждение специфики оценки гуманитарных вузов по рассматриваемым критериям как с органами власти, так и в профессиональном сообществе с целью минимизации неизбежных потерь при любом измерении комплексных показателей.

Озвученный руководством Минобрнауки России дальнейший план работы по результатам первого этапа мониторинга, на наш взгляд, как раз и позволит провести подобное обсуждение в ходе работы соответствующих федеральных и региональных комиссий. Руководство университета выражает уверенность в том, что по результатам этой работы будут не только скорректированы «признаки неэффективности», но и в полной мере выявлены признаки эффективности деятельности РГГУ, которые имеют фундаментальную природу и значение. Такой системный подход поможет объективно оценить весь спектр деятельности РГГУ и обеспечить полноценную реализацию утвержденной Программы стратегического развития университета на ближайшие годы с учетом выявленных проведенным мониторингом резервов роста.