РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




На научном семинаре «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.» был рассмотрен сюжет о Сильфиде
12.12.2022

На научном семинаре «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.» был рассмотрен сюжет о Сильфиде

6 декабря на семинаре «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.» состоялся доклад магистрантки 1 курса ИФИ программы «Классическая русская литература и современный литературный процесс в социокультурном контексте», посвящённый неомифологизации в «Сильфиде» В.Ф. Одоевского и в «Алмазе» Андре Пьейра Мандьярга.


Во время семинара был проанализирован источник балета «Сильфида», фантастическая повесть Шарля Нодье «Трильби», отрывки из балета, рассказ В.Ф.Одоевского и Андре Пьейра Мандьярга.

Целью было установить, в какой момент в истории развития литературы и культуры сюжет о Сильфиде приобретает неомифологические черты. В ходе семинара был поставлен вопрос о возможности присутствия неомифологизма в балетной постановке.

Во время дискуссии, участниками которой стали постоянные члены семинара, были найдены неомифологические детали в постановке балета: романтическое неуловимое, судьба-возможность воплотились в образе Сильфиды. Пользуясь методами междисциплинарных исследований, участники семинара рассмотрели семантику па-де-труа в первом действии балета, также ориентируясь на либретто. Путь неомифологизации, начатый в балете «Сильфида» продолжается в рассказе В.Ф. Одоевского.

Определённую сложность для участников представлял избранный докладчицей для сопоставления с другими текстами рассказ Андре Пьейра де Мандьярга «Алмаз». Руководитель семинара, доцент кафедры сравнительной истории литератур Ольга Вадимовна Попова предположила, что посредством мифологического образа в рассказе Мандьярга передано нарушенное восприятие реальности; эта идея вызвала оживленную дискуссию. Участниками были установлены общие элементы рассматриваемых текстов: погоня за неуловимым, образ-мотив кольца и запертого в нём духа. Однако в рассказе французского сюрреалиста неомифологическая структура усложнена. В ходе обсуждения и пристального анализа в ней были выявлены христианские аллюзии, фрейдистский подтекст и переосмысление травмы.

После плодотворной дискуссии материалы доклада будут переработаны для грядущей конференции.