09 декабря в РГГУ состоялась VIII Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты лингвистических кафедр, кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы ФРиСО РГГУ и кафедры зарубежной философии РГГУ, а также представители Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского международного университета и Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Задачи конференции были сформулированы следующим образом: развитие научного сотрудничества университетов; обсуждение результатов исследований, выполненных в рамках ведущих парадигм современной дидактики, педагогики, психологии, лингвистики, философии с использованием новейшего научного инструментария.
Ученые различных направлений гуманитарного знания предложили яркую панораму исследований в области общего языкознания, психоэкологического сопровождения преподавания иностранным языкам, цифрового образовательного контента, обучения иноязычной письменной речи (академическому и творческому письму) в высшей школе, что отражает широкий спектр интересов выступающих.
Проблемное поле конференции охватывало вопросы гуманитарного подхода в обучении иностранному языку, предполагающего создание педагогических условий для выбора студентами наиболее эффективных обучающих стратегий иностранному языку, которые соотносятся с их личностными особенностями; психологических механизмов оптимизации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза; использования образовательных возможностей медийного креолизованного текста, нехудожественного кинодискурса и техник активного и эмпатического слушания в преподавании иностранного языка, что расширяет каналы восприятия и стимулирует речевые процессы и, как следствие, лучшее понимание и усвоение материала.
В содержательном плане процесс изучения иностранных языков реализуется посредством металингвистических систем: социально-эмоционального интеллекта как метанавыка социального взаимодействия в процессе развития языковой личности, обуславливающего позитивную социализацию студентов; мета-сюжетов и макротекстовых отсылок при анализ произведения.
Педагогические процессы все более подчиняются закономерностям саморазвития, важными становятся новые проявления социального, субъектного, предметного и технологического компонентов в изучении иностранных языков, такие как формирование навыков мышления высокого уровня (HOT) в профессиональном иноязычном образовании. В эпоху смены доминирующих в обществе парадигм необходимо переосмыслить процесс профессионального иноязычного обучения, перестроив его вектор на формирование мировоззренческих ориентиров студентов, социальное и профессиональное становление их личности, ориентированного на подготовку к существованию в сложном мире, успешное построение профессиональной карьеры и на реализацию своего жизненного назначения.
Соответственно, движение в области академических стандартов значительно смещается в сторону формирования у студентов навыков мышления высокого уровня (Higher Order Thinking Skills, HOT), приоритетно, через акцентуацию человеческих и профессиональных ценностей. Актуализация критического мышления в преподавании иностранного языка естественным образом заставляет студента сменить роль обучаемого на роль изучающего иностранный язык. Подробно рассматривались вопросы педагогической коммуникации и обратной связи, процесс которой переходит от передачи информации от преподавателя к учащимся к непрерывному диалогу, помогающему совершенствовать знания и развивать навыки учащихся.
Большой интерес вызвало представление использования деятельностных технологий на занятиях по профессиональному иностранному языку. Отмечалось, что обучение восприятию и пониманию иноязычного политического дискурса видео-новостей целесообразно строить с учетом структуры этого вида дискурса, включающей в себя как лингвистический, так и экстралингвистический компоненты. Тематическое наполнение курсов и введение справочных материалов в процессе обучения работе с профессиональными текстами также успешной вторичной социализации личности студентов.
Дальнейшая логика развития подвела выступающих к осмыслению критериев создания цифрового образовательного инструментария, интеграции онлайн-сервисов в процесс обучения иностранному языку ( на примере эффективного сервиса EDpuzzle). Благодаря богатому арсеналу дидактических возможностей автоматизированных инструментов управления современными онлайн сервисами преподаватель может создавать интерактивные мультимедийные образовательные ресурсы, размещать их в онлайн среде, тем самым организовывать взаимодействие студентов, обратную связь и педагогический контроль учебных достижений обучающихся. Преимущества сервисов заключаются в интегративности форм обучения (online, off-line, blended learning); тематической насыщенности содержания материалов; вариативности создания контента; системности организации материала. Подчеркивалась значимость внедрения искусственного интеллекта в преподавание английского языка с учетом студентоцентрированного подхода в цифровой среде.
Примечательно, что в фокусе общего интереса оказались не только коммуникативные стратегии мейнстрима – носителей английского языка, – но и тенденции последних лет, влекущие за собой плюрилингвистическую ориентацию университетских курсов: места английского языка во французском университете; системы высшего гуманитарного образования Испании; эффекта Моцарта в артикуляционной базе немецкого языка и звуковых образах, выражающих интеллект звука.
В экспертной дискуссии высказывались заинтересованные мнения о функции преподавателя в эпоху обучения «экранного» поколения студентов: выстраивание траектории менеджмента качества в области оценки педагогической деятельности преподавателей, направленной на достижение долгосрочного успеха; теоретические основы организации педагогического взаимодействия преподавателя и студента, стилей и моделей общения; эмоциональное выгорание преподавателя и способы его предотвращения в современной обстановке.
Конференция показала, что методический инструментарий в процессе модернизации сближается с новейшей философией, в частности, рассматривая иронию в педагогической деятельности как средство пробуждения интереса к предмету, повышения занимательности излагаемого материала, т.е., не только как метод обучения, но и как эстетическую категорию.
Отмечается, что особенностью конференции является ее научно-практическая направленность, что дает возможность обозначить перспективы дальнейших научных и научно-методических изысканий преподавателей кафедры и их коллег и внедрения их результатов в учебный процесс.
Оргкомитет выражает признательность участникам и гостям конференции за глубокие, яркие и содержательные научные выступления и заинтересованное обсуждение представленных исследований.