РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока представили на международной выставке «Сокровища Севера»
20.09.2022

Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока представили на международной выставке «Сокровища Севера»

15 сентября на ВДНХ состоялся круглый стол «Электронные образовательные ресурсы на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: достижения и перспективы развития», который прошел в рамках деловой программы XVII Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера: мастера и художники России 2022», проекта Арктического совета по устойчивому развитию «Дети Арктики: дошкольное образование и плавных переход в школу» и Международного десятилетия родного языка.


Круглый стол был посвящен вопросам разработки современных образовательных ресурсов на языках коренных малочисленных народов, лучшим практикам в сфере информационно - аналитического  просветительского контента   и их внедрения в практику преподавания языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Нина Вейсалова поприветствовала собравшихся и подчеркнула актуальность обсуждаемой тематики,  она отметила, что образование детей коренных  малочисленных народов — это одна из главных государственных задач в сфере национальной политики по устойчивому развитию  коренных малочисленных народов России.

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов подчеркнул, что вопросы сохранения и развития языков и культур народов Российской Федерации, поддержки языкового многообразия являются крайне важными для обеспечения межнационального согласия и укрепления единства многонационального народа Российской Федерации.

По мнению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому автономному округу Елены Евтюховой, родной язык — это наследие, на котором говорили предки и должны говорить будущие поколения. Для повышения качества и доступности изучения родных языков коренных народов органы власти всех уровней должны совершенствовать нормативно-правовую базу с учетом современного технологического развития.

Эксперты обсудили цифровые образовательные и научно-познавательные ресурсы, электронные научно-методические ресурсы, а также просветительский цифровой контент для родителей, направленный на создание речевой среды на родном языке. Одним из представленных в ходе конференции проектов стал Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Интерактивный атлас разрабатывается специалистами РГГУ совместно авторским коллективом из ведущих академических институтов и университетов России, представителями коренных малочисленных народов.

Аналитик проектного офиса по разработке Интерактивного атласа Илья Шпонарский рассказал про его реализацию. «К моменту окончания проекта в Интерактивном атласе будут представлены сведения о сорока народах. Он также имеет встроенный картографический сервис, где представлены территории традиционного проживания коренных народов», — отметил он.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков в своём выступлении отметил, что этот проект – яркий пример того, как наука работает с представителями самих коренных народов.

«Главный принцип любого проекта, который касается коренных народов, — это проводить исследования при полноценном участии этих народов. Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является хорошим примером такого взаимодействия», — подчеркнул президент Ассоциации.

В качестве основного символа Интерактивного атласа была выбрана гагара – птица, фигурирующая в мифах о сотворении мира у многих народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Атлас — это многоуровневая база данных о жизни и культуре коренных малочисленных народов. Цель проекта – анализ, научная систематизация и подготовка к использованию большого объема данных об этнополитическом, историко-культурном, социально-антропологическом и лингвистическом многообразии.