С 17 по 19 мая в РГГУ проходила международная научная конференция «Сад расходящихся троп - 2022», посвященная опыту всестороннего осмысления творческого наследия и биографий выдающихся русских мыслителей: Павла Александровича Флоренского (свящ. Павла Флоренского), Льва Платоновича Карсавина, Сергея Николаевича Дурылина (о. Сергия Дурылина) и Василия Васильевича Розанова.
Цель конференции – реконструкция биографических и научных контекстов русской философской культуры конца XIX – начала ХХ века, которые ранее ускользали от исследователей. Фигура мыслителя – это всегда та точка отсчета, от которой расходятся и к которой стягиваются десятки пока еще незатоптанных интеллектуальных троп.
Участниками мероприятия стали ученые вузов России, Италии и Германии, а также студенты профильных факультетов.
В рамках трех дней работы конференции были рассмотрены темы: «Наследие свящ. П.А. Флоренского: архаика или авангард?», «Евразийство: явление и смысл», «Карсавин и Флоренский: актуальность политического», «Архивные разыскания и публикации», «Частная судьба на изломе истории (Флоренский, Карсавин, Розанов, Дурылин et cetera)» и др.
Так, в рамках доклада «Французский роман Виктора Гюго «Отверженные», или почему этот роман нравился славянофилу Федору Достоевскому? Размышления историка-русиста» профессор РГГУ Андрей Юрганов отметил, что роман Виктора Гюго «Отверженные» задел Федора Достоевского не только изображением униженных и оскорбленных, но прежде всего – «русской» постановкой вопроса о правде (или о восстановлении человека), которая может быть выше закона.
«Правда человека, человеческого достоинства – выше буквы закона: эта область была затронута Гюго в социальном аспекте и не могла не понравиться великому русскому писателю», - говорилось в докладе Андрея Юрганова.
Старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Елена Кнорре в своем докладе «Молитва – мост: тропинка в Божий мир в дневниках М.М. Пришвина и С.Н. Дурылина периода Гражданской войны (1918–1922 гг.)» сопоставила образ молитвы в дневниках М.М. Пришвина 1918–1922 гг. и в «Троицких записках» С. Дурылина 1918–1919 гг.
«Гражданская война в России 1918–1922 гг. запечатлевается в дневниках М. Пришвина и С. Дурылина в образе катастрофы богоотступничества. В «Троицких записках» С. Дурылина появляется ощущение раскола России: «Разделилась «Россия». Кучка — «Святая Русь», остальные – Россия», - отметила она.
Кроме того, на конференции прозвучали работы о печатной полемике между Василием Розановым и Корнеем Чуковским, начале киржачской ссылки С.Н. Дурылина и месте культуры в концепции всеединства Л.П. Карсавина.