РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры
22.04.2022

В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры

15 и 16 апреля 2022 года на факультете культурологии состоялась ежегодная Всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры – XIV».


По традиции конференция состояла из нескольких секций, где проблематизировались разные теоретические и методологические аспекты культурологических исследований.

Программа конференции доступна здесь

15 апреля прошла работа секции «Технология как медиум: проблемы культурной коммуникации». Ведущими стали Ирина Захарченко, Ольга Щедрина и Виктория Плужник.

Докладчики исходили из широкого понимания технологий как пространства, формирующего культурные коммуникации на разных этапах человеческой истории. Временной диапазон проблем, затронутых выступающими, — от культурных практик античности до современных технологических медиасред. Докладчики обращались к теоретическим аспектам медийных функций технологий в визуальной и цифровой культуре, анализировали коммуникативную роль технологий на примере фотографии, кинематографа и видеоарта. Заданные вопросы и обсуждение представленных сообщений подтвердили актуальность затронутых на заседании проблем.

Секция «Создавая святое: религиозные артефакты и социальные практики» была проведена под руководством Дмитрия Антонова и Михаила Майзульса в офлайн-формате. Представленные на секции доклады были посвящены религиозным практикам, связанным с созданием, использованием различных материальных объектов — вотивных даров разного типа, рукодельных икон и настенных листов.

Докладчики представили обзоры отдельных традиций — как исторических, так и актуальных — и ввели в научный оборот новый, неизвестный ранее исследовательский материал, полученный в экспедиционных исследованиях. Секция состояла из двух структурных блоков. Доклады первого блока были посвящены вотивам и обетным практикам; доклады второго — старообрядческим настенным листам и традициям фолежной «советской иконы» (особая форма иконного промысла, существовавшего в селах и деревнях СССР). 

Задача секции «Культурная медиация: подходы к изучению», которая прошла под руководством Аркадия Перлова, состояла в том, чтобы наметить подходы к изучению поля «культурной медиации» — понятия, значение которого еще не кодифицировано в современных гуманитарных исследованиях, и сама эта неопределенность может стать предметом исследования: как применительно к устройству академического знания и преподавания, так и для уточнения и расширения потенциала культурологии – дисциплины, занимающейся производством, циркулированием и переводом любых смыслов и среди самых разных агентов. На секции были продемонстрированы весьма разнообразные варианты понимания словосочетания «культурная медиация», обусловленные как спецификой различных дисциплин, входящих в поле культурологии или примыкающих к нему, так и собственными исследовательскими интересами участников секции.

16 апреля состоялась секция «Повседневность в фантастических мирах: конструирование и функции». Ведущей стала Александра Тарасова. Первые два доклада касались широкого круга тем, связанных с устройством вымышленного мира. Второй блок докладов был посвящен играм. Третий блок составили четыре доклада, в которых анализировались литературные тексты. За каждым докладом следовала оживленная дискуссия, сквозной стала заинтересовавшая всех тема еды и связанных с ней ритуалов. Большинство участников выразило желание продолжить разговор в будущем, а также надежду в скором времени увидеть представленные в докладах результаты исследований в опубликованном виде.

В рамках секции «Изучение материального культурного наследия России раннего Нового времени: новые подходы и технологии», которая прошла под руководством Светланы Барановой, были продемонстрированы актуальные подходы и приемы по изучению материального культурного наследия раннего Нового времени.


Россия обладает уникальным опытом эволюционных и революционных изменений. Особенный интерес для изучения преемственности и разрыва традиций представляет раннее Новое время, и в частности царствование Петра I. Традиционно этой проблематике уделяется больше внимание при изучении произведений художественного искусства и архитектуры, созданных в Петровскую эпоху. Лишь в последнее время в фокусе исследовательского внимания оказалась материальная культура и объекты археологического наследия этого периода.


Участники секции «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: возможности и ограничения», которую возглавили Екатерина Трушкина и Наталья Казурова, сконцентрировали свое внимание на портрете человека на фоне культуры, на возможностях и ограничениях визуальных методов исследования (фиксации и репрезентации) человека, его жизненного пути, личности в контексте традиционной культуры и современности. В ходе работы секции были освещены актуальные вопросы развития российской визуальной антропологии, была предпринята попытка обозначить границы и предметную область аудиовизуальной антропологии на современном этапе ее развития. Отдельные доклады затронули актуальные проблемы возможностей и ограничений визуальных методов исследования в образовательном процессе.