РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Жан-Пьер Сальгас прочитал лекцию для Книжного клуба РГГУ
28.02.2012

Жан-Пьер Сальгас прочитал лекцию для Книжного клуба РГГУ

20 февраля специально для Книжного клуба РГГУ литературный критик Жан-Пьер Сальгас провел презентацию альманаха "База" и прочитал лекцию о журнале "Tel Quel"


20 февраля специально для Книжного клуба РГГУ литературный критик Жан-Пьер Сальгас представил второй выпуск альманаха «База», где впервые переведены и изданы на русском языке тексты авангардистского журнала Тель Кель (Tel Quel).

Основанный в 1960 году, он на протяжении 22 лет был трибуной французских структуралистов и постструктуралистов (в нем печатались Ролан Барт, Жорж Батай, Жак Дерида, Мишель Фуко, Юлия Кристева и др.), а также объединил вокруг себя представителей школы «нового романа» (таких как Ален Роб-Грийе и Натали Саррот). Именно переводы писателей и поэтов-авангардистов опубликованы во втором выпуске альманаха «База». А его составитель – Ж.-П. Сальгас – приехал в Москву, чтобы представить журнал публике и ответить на вопросы читателей.

В начале встречи он предоставил желающим возможность ознакомиться с оригиналами изданий, и, поскольку не все гости владели французским языком, далее мероприятие проходило в формате устного последовательного перевода. Ведущий не стал рассказывать всю историю Тель Кель, зато подробнее остановился на историческом контексте того времени и на том, как оно повлияло на формирование идейной основы журнала.

По словам Сальгаса, в первые годы после войны во французской литературе и философии ведущую роль играл Жан-Поль Сартр, который опубликовал два сборника статей: «Ситуации 1» и «Ситуации 2», обозначив таким образом два основных тезиса эпохи. Первый гласил: содержание произведения не имеет значения, а мировоззрение автора выражается в технике его письма, в форме, в которую он облачает свой текст. Согласно второму тезису, творец должен иметь чёткие политические взгляды.

Вскоре «ангажированность» политическую вытесняет «ангажированность» формы - писатели начинают все больше экспериментировать с текстами, ломать привычное построение повествования. Итогом и классической иллюстрацией этого процесса становится роман Алена Роб-Грийе «Ластики». Он же открывает движение «нового романа» - направления, противостоящего литературной традиции со множеством сюжетных ответвлений, характеров и обстоятельств.

Сальгас утверждает, что Тель Кель искал новые лица в литературе, которые могли бы составить конкуренцию уже известным литературным именам. К этому прилагались всевозможные усилия, и процветание издания пришлось на конец 60-х, когда революционный в обращении с языком и с идеологией Тель Кель обрел твёрдые политические позиции и узнаваемый стиль в литературе, подкрепляемой философской основой.

Лектор обратил внимание гостей на то, что годы основания и распада журнала ознаменованы двумя трагическими событиями: в 1960 году умер Альбер Камю, а в 1982 – Луи Арагон. Посвященные им тексты символически разместились на первой и последней страницах альманаха «База».

Подводя итог сказанному, докладчик отметил, что журнал Тель Кель в свое время «взорвал» стандартный библиотечный набор интеллигента. «Это было время возведения в ранг писателей первого ряда тех, кто ранее оставался незамеченным или считался отщепенцем. В прошлом рядового библиотекаря Филиппа Соллерса сегодня цитируют подобно Сент-Экзюпери», - завершил выступление Сальгас.

 

 

 

 

Эльмира Сегизбаева, ИФФ РГГУ, 2 курс