21 января в России отмечается День аспиранта. Сегодня в интервью с Анастасией Гаристовой, аспиранткой 2 года обучения кафедры истории России новейшего времени исторического факультета ИАИ РГГУ, узнаем о преимуществах аспирантуры и о том, как молодому исследователю найти себя в науке.
Дата празднования Международного дня аспиранта связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР, регламентирующих систему подготовки научных работников. Назывались эти документы «Положения о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и ВУЗах по прикладным, точным и естественным наукам». Оба документа были опубликованы 21 января 1925 г.
— Расскажите, как вы приняли решение поступать в аспирантуру?
— Я всегда считала аспирантуру естественным продолжением обучения, третьей ступенью образования. Поэтому у меня не было сомнений, что нужно идти дальше и получать знания в области своих научных интересов. Кроме того, возвращаться в стены родного университета всегда приятно.
— Какая у вас сфера научных интересов? Чему будет посвящена ваша диссертация?
— Начиная с докладов и курсовых работ на бакалавриате, основным руслом моих интересов являлась тема увековечивания памяти о Великой Отечественной войне. Собственно, в своей диссертации я решила не отступать от намеченного курса и продолжить развивать данную тематику. В этой работе я планирую обратиться к теме мемориализации с точки зрения деятельности поисковых организаций.
— Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Чем оно отличается от обучения в магистратуре или на бакалавриате?
— Не могу сказать, что процесс обучения радикально отличается от остальных ступеней образования. Те же пары, те же зачеты и экзамены. Однако преподаватели относятся к тебе уже не как к студенту, а как к настоящему коллеге. Но кроме приятного самоосознания себя вхожим в академическую среду, это несет за собой и большую ответственность.
— Какие преимущества дает аспирантура молодому исследователю?
— Взаимодействие напрямую с профессорским составом дает невероятные преимущества в контексте приобретения ценнейшего опыта, а также оперативного получения информации о конференциях и круглых столах. Для профессионального роста в области науки лучшей возможности и не придумаешь. Кроме того, в аспирантуре предусмотрен ряд дисциплин, которые направлены именно на профильную подготовку научных кадров.
— Успеваете ли вы совмещать учебу в аспирантуре с работой?
— К счастью, занятия в аспирантуре проходят по вечерам, поэтому не составляет никакого труда посещать их после работы. С другой стороны, нужно понимать, что если ты решаешь связать свою жизнь с научной деятельностью, то это будет занимать определенную часть личного времени.
— Вы являетесь участником проекта «Архивисты – участники Великой Отечественной войны». Расскажите, как возникла идея создания этого проекта? Какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над проектом?
— Идея собрать информацию об участниках Великой Отечественной войны из числа студентов и преподавателей Историко-архивного института вынашивалась несколько лет. Это было достаточно естественным желанием, поскольку данные были разрозненными, что побудило начать по частичкам реконструировать судьбы бойцов. Однако к реализации в виде полноценного сборника данный замысел удалось привести только сейчас, благодаря инициативе Оксаны Антоновой, которая обратилась с предложением принять участие в конкурсе студенческих проектов.
— Как проходил процесс сбора информации о героях вашего исследования?
— Это был очень долгий и непростой процесс. Все началось с поиска по базам данных персоналий, обозначенных на мемориальной доске, которая висит в здании Историко-архивного института. Также немаловажным этапом стало изучение работ наших преподавателей, посвященных истории института, что дало почву для дальнейшего поиска. Изучались мемуары, архивные документы, фотографии, удалось даже пообщаться с родственниками одного из бойцов! Наша команда старалась подойти к этому поиску всеобъемлюще.
— Где и как применяется собранная в рамках проекта информация? Планируете ли вы продолжать работу над ним?
— Безусловно, работа не окончена. Предстоит еще долго уточнять, дополнять и выверять полученные данные. Однако на данном этапе сборник, в котором опубликована собранная информация, - это неплохой старт, ведь теперь есть задел, благодаря которому интересующиеся смогут узнать о бойцах, не выискивая информацию по крупицам.
— Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой?
— Главное понять, чем ты хочешь заниматься. Если тебе интересна твоя тема, то заниматься ей всегда будет только в радость, ведь каждый новый факт, полученный в ходе исследования - это большая драгоценность, дающаяся большим трудом.
Подготовка кадров высшей квалификации в РГГУ (до 1991 г. - в Московском государственном историко-архивном институте) имеет большой опыт и свои традиции. Аспирантура Историко-архивного института существует с 1932 г. В настоящее время в аспирантуре университета осуществляется подготовка аспирантов по 13 направлениям подготовки и 30 направленностям программ подготовки научно-педагогических кадров. В докторантуре университета представлено 18 научных специальностей. Подробнее...