РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




О сверхъестественном и воображаемом у Вальтер Скотта и не только: вторая встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре»
10.12.2021

О сверхъестественном и воображаемом у Вальтер Скотта и не только: вторая встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре»


4 декабря состоялась вторая встреча участников постоянно действующего семинара «Фантастическое в популярной культуре». Центральной фигурой на этот раз стал поэт-романтик и автор исторических романов XIX в. Вальтер Скотт, а точнее – его эссе «О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана». Скотт одним из первых в западноевропейской традиции сделал попытку сформулировать признаки «фантастического» литературного произведения, а также найти отличия «фантастического» от «чудесного».


Разговор о В. Скотте позволил затронуть также тему фикционального мира исторического романа и трансформаций, которые произведение о средневековье может претерпеть в ходе многократных экранизаций. Доклад доцента кафедры истории и теории культуры Александры Тарасовой «Приключения Айвенго в разных временах и странах: о непредумышленном эффекте фантастического в экранизациях романа В. Скотта» был призван продемонстрировать условность и даже фантастичность «Англии конца XII в.» в художественных фильмах XX в. (начиная с немой картины 1913 г. и заканчивая «Балладой о доблестном рыцаре Айвенго» 1982 г.). Теоретической опорой для доклада послужила статья медиевиста Мишеля Пастуро «Средневековье «Айвенго», который рассматривал этот роман как своего рода источник образа средневековья, прочно закрепившегося в массовом сознании – несмотря на то, что это воображаемое средневековье, далекое от академического знания об этом периоде в истории Европы.


Завершился семинар краткой презентацией и блиц-обсуждением двух сериалов, снятых для платформы Netflix, вышедших во второй половине ноября и быстро завоевавших мировую популярность – анимационного «Аркейна» (который представила Елизавета Белоусова) и игрового «Зова Ада» (о котором рассказала Александра Тарасова).