РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Тезисы выступлений участников международной конференции «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве как ответ на вызовы современному развитию России и других государств-участников СНГ (к 30-летию создания СНГ)»
07.12.2021

Тезисы выступлений участников международной конференции «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве как ответ на вызовы современному развитию России и других государств-участников СНГ (к 30-летию создания СНГ)»



Тезисы выступлений участников Международной конференции «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве как ответ на вызовы современному развитию России и других государств-участников СНГ (к 30-летию создания СНГ)» 3 декабря 2021 года, Москва, РГГУ

Пивовар Ефим Иосифович, президент РГГУ, директор ИПиМИ, член-корр. РАН, профессор, д.и.н.: Роль СНГ в межгосударственном сотрудничестве на постсоветском пространстве

Три десятилетия развития СНГ были полны противоречивых тенденций. Невозможно не признать, что  хотя в рамках Содружества приняты документы, свойственные высокоинтегрированным союзам, значительная часть из них не работает в полном объеме.  Многие имеют  рекомендательный характер и носят порой формальный оттенок.  Но при этом, ни одна страна, кроме Грузии полностью не вышла из СНГ, которая  сохраняется как важная консультативная площадка.

Даже принимая во внимание, что сегодня СНГ не имеет широкой палитры треков взаимодействаия, что позволяло бы говорить о ней как об эффективном экономическом или политическом союзе, но  по прошествии почти трех десятилетий с момента создания этой структуры мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на различные трудности, с которыми сталкивается СНГ, оно остается хорошей платформой  для взаимодействия постсоветских стран. 

В условиях нарастания в мире процессов регионализации СНГ  и Евразийский экономический союз являются важными формами  партнерства на постсоветском пространстве. Они требуют реформирования и развития, но уже сейчас одно их существование позволяет на их основе при стратегическом и системном подходе сформировать политико-экономический региональный кластер, который может стать важным фактором регионализации и интеграции  постсоветской Евразии, что позволит всем ее странам  получить новые импульсы развития. Хотя в  рамках Содружества не удалось полностью преодолеть центробежные тенденции, доминировавшие в постсоветских государствах в 90-е   новые интеграционные механизмы и союзы, такие как Таможеный Союз и ЕАЭС выросли именно на базе СНГ.

Создание Евразийского экономического союза, вопреки отдельным прогнозам, не привело к отказу его участников от работы и сотрудничества на полях Содружества. Напротив, в условиях глобальной нестабильности торгово-экономическое взаимодействие в СНГ по-прежнему сохраняет своё значение для его членов с учетом наличия действующего договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) Содружества. Формат СНГ особенно актуален еще и потому, что он объединяет ряд государств, которые не имеют полного членства в других структурах.

Садыков Тлеген Садыкулы, декан исторического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, профессор, д.и.н.: Роль и место Казахстана в интеграционном процессе государств-участников СНГ

Достижение высокой степени экономической интеграции между соседними государствами трудно осуществить без ее сопряжения с активным политическим диалогом, наличия согласованной позиции по ключевым вопросам международной повестки и взаимодействия в сфере региональной безопасности, гуманитарным сотрудничеством. Именно наличие всех вышеперечисленных компонентов в отношениях между Россией, Казахстаном и Беларусью, составившими первоначальное ядро государств-членов нынешнего ЕАЭС, создало необходимые условия для создания Eвразийского экономического союза.

Показательно, что казахстанское руководство на протяжении всего рассматриваемого периода исходило из общего понимания необходимости выстраивания системы коллективной безопасности, основанной на взаимном доверии, военно-технической кооперации и, что особенно важно, совместном противостоянии ключевым вызовам и угрозам современности, таким как терроризм и религиозный экстремизм, наркоторговля и т.д., тем более, что к территории нынешнего Евразийского экономического союза прилегает Афганистан, и афганский фактор способен был оказать дестабилизирующее влияние на любые интеграционные процессы. В то же время эффективно развивать экономику центральноазиатским странам-членам ЕАЭС, включая Казахстан, было бы гораздо труднее, если бы каждой из них пришлось уделять больше внимания расходам на оборону и безопасность от внешних угроз. В этом контексте нахождение Казахстана в одной военно-политической организации с Россией, Беларусью и другими странами-членами Евразийского экономического союза – ОДКБ, взаимодействие в сфере безопасности по линии СНГ и ШОС позволили участникам данных организаций в большей степени сконцентрироваться на развитии экономического сотрудничества.

Погребинский Михаил Борисович, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: Украина, европейский выбор, итоги десятилетия 2011-2021 (онлайн)

Еще в 2013 году, когда  шла речь о соотношении Зоны свободной торговли СНГ и заключения Евроассоциации, ключевой интригой украинской политики являлся вопрос о том, удастся ли руководству страны найти компромисс между европейским и российским векторами интеграции. Отсутствие компромисса означало плачевные результаты для миллионов украинских граждан. Так и случилось.

Украина изначально отказалась от участия в интеграционных проектах в рамках СНГ. После же событий 2014 года антироссийская риторика и пропаганда на Украине заняли значительную часть информационного поля. В случае продолжения антироссийской политики на Украине и усиления влияния на нее Запада она станет государством, с которым у России будут самые плохие отношения. При этом сама Украина не добилась позитивных результатов в своем развитии и, обладая самым мощным потенциалом на момент распада СССР из всех бывших союзных республик, оказалась в тяжелейшем социально-экономическом положении.

Милушев Дмитрий Васильевич, первый проректор Славянского университета в Республике Молдова, доцент, к.юр.н. / Ерхан Регина Алексеевна, помощник ректора, специалист департамента международных связей Славянского университета республики Молдова: Проблемные аспекты цифровой трансформации образования стран СНГ и региональные вызовы в Республике Молдова

В рамках общих тенденций цифровой трансформации образования выделяются следующие:

А) изменение позиционирования вузов: дипломы высших учебных заведений вузов теряют свое значение, растет приоритетность персональных учебных и сертификационных портфолио у выпускников и работодателей

Б) изменение позиционирования преподавателя, его роли и содержания в преподавании в условиях преподавания. Преподаватель становится не источником знаний, а навигатором.

В рамках СНГ наиболее проблемные аспекты сводятся к следующему:

-Выход университетов за рамки своей основной деятельности, в том числе создание новых цифровых образовательных продуктов: онлайн-курсов и цифровых образовательных программ, которые используются в совокупности с классическими образовательными подходами.

-Необходимость пересмотра всей образовательной деятельности вузов и образовательного процесса, как составляющей, в связи с изменениями рынка труда: исчезновения профессий, не востребованности классических специалистов и появления гибридных специальностей, рост зависимости от цифровой компетентности

-Рост коммуникационных рисков и, как следствие, необходимость обеспечения информационно – психологической безопасности в части процесса развития цифровизации и роботизации образования, экономики, общества

Цифровая трансформация образования в Республике Молдова предопределяется такими факторами как уровень финансовой стабильности страны, материальное состояние граждан, политические мотивы, социальные запросы, элитарные предпочтения. При этом характерными показателями становятся сокращение вузов, отказ от государственного финансирования, самоокупаемость, отсутствие единой цифровой платформы on-line образования, проекты электронных лекций / учебных пособий, соотношение государственных и частных вузов, аккредитация как форма ликвидации вуза / специальности, анализ стоимости обучения и прожиточного минимума. В результате университеты теряют статус модернизационных инкубаторов. Не случайно новая элита направляет своих детей на учебу за границу – как гарантию качества образования и перспектив роста (профессионального, делового, статусного). Это является ключевым вызовом для образовательного пространства СНГ.

Гайнутдинова Арина Геннадьевна, первый проректор - проректор по учебной работе Российско-Таджикского славянского университета, доцент, к.ф.н. / Малыхина Лайли Шоимардоновна, декан факультета иностранных языков Российско-Таджикского славянского университета, доцент, к.филол.н.: Роль РТСУ по укреплению гуманитарной интеграции на пространстве СНГ

Глобализация, мультикультурализм и стремительный рост объемов накопленных знаний — ключевые факторы, составляющие фундамент современного общества и задающие векторы и темпы социально-экономического развития на всем мировом пространстве, — ставят перед высшими учебными заведениями и научными учреждениями Евразии целый спектр новых стратегически значимых задач в сфере формирования инновационной системы образования и внедрения передовых подходов к учебно-научной деятельности. В ответ на вызовы времени в 1996 году в Душанбе по инициативе правительств Республики Таджикистан и Российской Федерации был основан Российско-Таджикский (славянский) университет. Вот уже на протяжении 25 лет он несет свою важнейшую историческую миссию, будучи одним из ведущих вузов, действующих в условиях поликультурного и многоязычного мира, и крупным центром международного сотрудничества в области образования.

Совершенствование форм и направлений международного сотрудничества, укрепление и расширение международных связей — является одним из приоритетов руководства вуза и осуществляется одновременно в трех направлениях — внутри университетов, в масштабах страны и в мировом образовательном пространстве — причем особую важность для РТСУ представляют учебные заведения стран СНГ.

РТСУ входит в число участников четырех международных образовательных консорциумов: Сетевого университета СНГ (созданный в 2009 году, сегодня консорциум объединяет 28 ведущих университетов из девяти государств-участников Содружества), университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), межгосударственного института государств-участников СНГ по направлениям ядерного образования на основе договора между РТСУ и НИЯУ «МИФИ» и университетской лиги ОДКБ на основе Меморандума о сотрудничестве, подписанного на базе УрГЭУ в Екатеринбурге. С 2021 года активизировалось сотрудничество с Российским государственным гуманитарным унвиерситетом.

Сабиров Алишер Турсунович, заведующий Отделом изучения историко-культурного наследия и гуманитарных исследований Международного института Центральной Азии (Ташкент), доцент, к.и.н.: Новая Центральная Азия и Россия. Перспективы сотрудничества

Сегодня центральноазиатский регион начинает приобретать особую значимость в мировой политике. В этой связи неслучайно появление термина «среднеазиатский дух» в международной политологии. В то же время можно констатировать обострение геополитического соперничества между основными центрами силы за укрепление влияния в Центральной Азии. В этом контексте актуализируется выработка новых научных подходов к тому, каком направлении развиваться Центральная Азия, чтобы занять прочное место в региональных и международных системах и иметь право голоса в будущем как независимый геополитический субъект международных отношений. Распложённый географически в сердце Центральной Азии, Узбекистан играет признанную роль в выработке соответствующих механизмов стабильности, безопасности и социально-экономического развития региона. В частности, инициированный Ташкентом формат Центральноазиатского консультативного саммита - хороший тому пример. Естественно, что такие процессы в настоящее время привлекают внимание экспертов и и исследователей Центральной Азии.

Суть успешности субрегиона международных отношений, в том, что он направлен не на подавление, а на взаимное сотрудничество, на наиболее полное, рациональное совместное использование имеющихся у сторон ресурсов там, где они недостаточны для самостоятельного участия в глобальной конкуренции. Благодаря этому страны Центральной Азии получат дополнительную возможность укрепить свое место на международной арене.

Роль России в этих процессах невозможно переоценить, так как сотрудничество с Москвой играет огромную роль как в экономическом развитии Узбекистана, так и обеспечении военно-политической стабильности во всем Центральноазиатском регионе.

Мухин Михаил Юрьевич, ведущий н.с. ИВИ РАН и РГГУ, профессор, д.и.н.: Великая Отечественная война и память поколений на пространстве Содружества

Поддержка сохранения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств исторической памяти о победе многонационального советского народа в Великой Отечественной войне, а также теснейшим образом сопряженная с этим организация системной работы по противодействию фальсификации истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны должны стать одними из приоритетных задач как законотворческой и внешнеполитической деятельности России в целом, так и международного научно-образовательного сотрудничества как одного из наиболее важных элементов данного процесса в частности. При этом успешная просветительская работа с молодежью из стран СНГ, распространение в этих странах правдивой и полной информации о решающем вкладе героической борьбы Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции в долгосрочной перспективе обусловлены рядом факторов, которые необходимо учитывать при определении стратегии действий в данном направлении.

Важнейший фактор – формирование общего образовательного пространства Содружества Независимых Государств. К сожалению, опыт прибалтийских государств, а также в последнее время Украины, где значительная часть населения придерживалась и придерживается общих с россиянами взглядов на причины, характер и итоги Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, но где образовательные системы были поставлены под контроль националистической, не только антисоветской, но и антироссийской по сути идеологии, показывает, что утрата возможности тесного взаимодействия по научно-образовательной линии резко сужает коридор возможностей по эффективному воздействию на подрастающее поколение и формированию в молодежной среде чувства личной сопричасности к героическому подвигу предков, защитивших мир от нацизма.

Работу по формированию общего образовательного пространства СНГ необходимо вести как по линии двусторонних отношений с зарубежными странами-партнерами, так и по линии интеграционного взаимодействия в рамках Содружества, с использованием самого широкого образовательного и просветительского инструментария. В этой связи важнейшую роль должна играть разработка стратегии системной работы по укреплению на пространстве Содружества Независимых Государств исторической памяти о героическом подвиге многонационального советского народа в Великой Отечественной войне.

Аяган Буркитбай Гелманович, заместитель директора Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, почетный академик Академии наук РК, председатель Лиги профессиональных историков и искусствоведов, профессор, д.и.н.: Казахстан и Россия: ответы на вызовы XXI века (онлайн)

Процессы и события, происходящие в течение последнего года, в определенной степени оказали влияние на дальнейшее развитие как Казахстана и России в отдельности, так и на взаимоотношения между нашими государствами. 

Взаимодействие Казахстана и России по линии двустороннего сотрудничества и совместного участия в различных международных организациях имеет тенденцию к своему укреплению. Между двумя странами поддерживаются интенсивные контакты на разных уровнях и по разным направлениям.

Доверительные отношения между главами государств и приверженность прагматизму на разных уровнях официальных и деловых контактов обеспечивают межгосударственному взаимодействию наших стран серьёзный иммунитет от различных вызовов и угроз и, как следствие, поддерживают сохранению в нем духа добрососедства и партнёрства.

В политической сфере приоритетной задачей для обоих государств является поддержка высокой интенсивности контактов и диалога на высшем и высоком уровнях посредством проведения взаимных визитов, а также организации встреч в рамках международных форумов.

В экономической сфере в 2020 году завершилось действие Программы долгосрочного экономического сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, и наши страны приступили к реализации новой программы сотрудничества. В рамках совместного участия двух стран в ЕАЭС следует ожидать акцентирование деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и уполномоченных органов стран-участниц.

Перед Казахстаном и Россией стоит большой комплекс задач по ключевым направлениям двустороннего сотрудничества и в рамках их совместного участия в различных межгосударственных структурах. От уровня слаженности в совместной деятельности различных государственных и негосударственных структур двух стран будет зависеть эффективность в реализации соответствующих задач.

Саркисян Оганес Лаврентьевич, заведующий кафедрой политологии Института Права и Политики Российско-Армянского университета, доцент, к.полит.н.: Армения и интеграционные процессы на евразийском пространстве: вызовы и перспективы развития

Армения принимает активное участие в интеграционных процессах на пространстве СНГ. В 2015 году страна стала полноправным членом ЕАЭС, и активно работает в рамках этой структуры. К сожалению, членство совпало с международными экономическими процессами (в частности, наложением экономических санкций на Россию), которые оказали негативное влияние на экономику страны, поэтому вступление Армении в ЕАЭС было принято неоднозначно экономистами, политологами и широкой общественностью. На сегодняшний день некоторые из них категорически против сотрудничества с ЕАЭС и этот вопрос рассматривают только с отрицательной стороны, в то время как другие игнорируют негативные последствия и видят большие перспективы.

Однако, по сути, членство в ЕАЭС предоставляет Армении новые возможности, включая расширение и модернизацию производства, импорт топлива по ценам дешевле, чем рыночные, увеличение местного производства, а также инвестиций в страны-члены союза, формирование новых торгово-экономических отношений со странами БРИКС и Шанхайской организации, разрыв экономической блокады посредством переговорного процесса с участием России в рамках Нагорнокарабахского урегулирования.

Присоединившись к ЕАЭС, Армения имеет не только доступ к вместительному и защищённому рынку, но и предоставляет странам ЕАЭС как экологически чистые, изысканные, элитные продукты, так и интеллектуальные ресурсы.

Вопросы внешней торговли Армении имеют большое значение для развития экономики Армении, особенно учитывая тот факт, что Армения приняла ориентированную на экспорт экономическую политику, а структуры экспорта и импорта претерпели серьёзные изменения после организации сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Бугазов Анвар Хусаинович, профессор кафедры философии Кыргызско-Российского Славянского университета, профессор, д.филос.н.: Евразийские особенности социального развития Кыргызстана (онлайн)

Распад Советского Союза обусловил необходимость формирования в Кыргызстане новой политической системы, которая соответствовала бы требованиям стандартам демократии и отражала национальные интересы кыргызского народа. За прошедшие десятилетия страна добилась немало успехов в модернизации и либерализации общества. Однако этот процесс еще далек от своего завершения и задача формирования гражданского общества в Кыргызстане по-прежнему имеет актуальный характер.

Опыт проделанной работы показал, что реальный феномен гражданского общества во многом отличается от его идеальной модели. Являясь продуктом конкретной социокультурной среды, присущей той или иной стране, гражданское общество в ходе своего становления отражает ее культурно-историческую и социально-политическую специфику – социокультурную матрицу. Именно она обусловливает особенности и специфику политических и гражданских институтов в той или иной стране.

Гражданское общество в Кыргызстане является сегодня не только предметом философского дискурса, но и постепенно становится реальной формой социального бытия, по крайней мере, в его институциональном измерении. Спецификой институтов кыргызстанского гражданского общества является то, что значительное влияние на их характер и деятельность оказывают ценности, традиции и модели поведения индивидов, сформированные ранее и составившие стержневую основу социокультурной матрицы кыргызов, включенной в евразийское пространство.

Калашникова Наталья Павловна, заведующая кафедрой Ассамблеи Народа Казахстана Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, председатель Ассоциации кафедр АНК «Шанырак», академик МАИН, профессор, д.полит.н.: 30 лет СНГ: новые контексты гуманитарного сотрудничества (онлайн)

На протяжении 30 лет выработанные в рамках СНГ подходы к интеграции, основанные на принципах универсальности, равноправия, добровольности, взаимовыгодного партнерства, учета интересов друг друга, не только способствовали продолжению и развитию отношений новых независимых государств в современных исторических реалиях, но также заложили основу для сохранения тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Принятое заявление глав государств-участников СНГ в связи юбилеем Содружества от 15 октября 2021 года подтверждает, что гуманитарное сотрудничества традиционно является одним из наиболее эффективных средств укрепления доверия и взаимопонимания между государствами-участниками организации, где одной из основополагающих задач на этом направлении является сохранение памяти. С 2009 года в Казахстане реализуется международный проект «Память во имя будущего», который формирует основные концепты общей исторической памяти.

В этой связи приоритетными направлениями дальнейшего сотрудничества в гуманитарной сфере Казахстан считает реализацию совместных проектов в образовательной и научной сферах, сотрудничество в области изучения общей исторической памяти, институциональное взаимодействие в сфере этнополитики, реализацию совместных издательских проектов, обмен в области разработки элективных курсов, проведение международных мероприятий.

Землюков Сергей Валентинович, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Алтайского государственного университета: Международный НОЦ "Большой Алтай" - эффективный инструмент сотрудничества в Центральной Азии

Алтай с геополитической точки зрения является центром Евразии — «heartland», базовым районом, доминирование в котором позволяет любой стране мира эффективно защищать свои стратегические национальные интересы и активно влиять на другие страны в выгодном для себя ключе. Это уникальное место в России, где сходятся границы четырех стран: России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстана (Восточный Казахстан), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и Монголии (Баян-Ульгирский и Ховдский аймаки). Этот трансграничный регион часто называют «Большой Алтай». Страны, чьи территории его составляют, относятся в мире к так называемым странам с развивающейся экономикой (Emerging Economies), и в последние несколько десятилетий мы стали свидетелями их растущей важности. Три страны региона являются участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая была создана в качестве преемника «Шанхайской пятерки» (Китай, Россия, Таджикистан, Казахстан и Киргизия) после ликвидации последствия китайско-советского конфликта в конце 1990-х гг. и присоединения в 2001 г. Узбекистана.

В регионе Большого Алтая накоплен достаточный опыт и созданы определенные условия для успешного хозяйственного и образовательного сетевого трансграничного взаимодействия. Многие годы развивается сотрудничество законодательных органов и администраций приграничных территорий. Российские и китайские университеты инициируют создание региональных трансграничных ассоциаций и объединений, поддержано решение об организации регионального сетевого университета, который мог бы стать пилотным проектом расширения сетевых университетов ШОС и БРИКС. Препятствует этому в значительной степени отсутствие согласованной нормативно-правовой базы, регулирующей международное сотрудничество на приграничных территориях.

В этом году завершена важная совместная работа алтайских и кыргызских ученых — международную этнографическую экспедицию «Большой Алтай: Россия — Кыргызстан 2021». В ней участвовали 20 ученых, представители 14 университетов. Если проводить комплексные экспедиции, ценность знаний будет намного выше. В связи с этим задача НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» — совместное проведение научных исследований, образовательных программ, совместная информационная деятельность и масштабные экспедиции.

Наиболее успешно экономические, научно-технические и культурные связи реализуются между приграничными территориями России и Казахстана, которые регулируются постановлениями субъектов РФ с приграничными акиматами и регулярно обновляемой межгосударственной Программой межрегионального и приграничного сотрудничества.

Джумагулов Айдар Муратович, доцент кафедры международного и конституционного права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, д.юр.н.: Актуальные проблемы интеграционных процессов в сфере трудовой миграции (на примере Кыргызстана)

Исследование процессов формирования и реализации правовой политики государства в сфере внешней миграции имеет особую актуальность и важное значение для нашего государства.

29 мая 2014 года был подписан и с 1 января 2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС, по которому в ЕАЭС «устанавливается свобода движения рабочей силы – формируется общий рынок труда и согласованная политика в сфере регулирования трудовой миграции. Под согласованной политикой в области трудовой миграции понимаются меры по реальному обеспечению свободы движения рабочей силы, состоящие в устранении правовых и организационных барьеров на пути свободной миграции трудовых ресурсов в пределах всего ЕАЭС», то есть наряду с обеспечением свободы движения товаров, услуг и капитала, свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС является неотъемлемой часть Договора ЕАЭС.

Политико-правовые механизмы контроля за соблюдением права на справедливые и благоприятные условия труда в сфере трудовой миграции в ЕАЭС только формируются, большую роль в этом процессе должна играть Кыргызская Республика, для которой денежные средства, поступающие от трудовых мигрантов из России и Казахстана, имеют системообразующее значение. Право на справедливые и благоприятные условия труда, зафиксированное в международно-правовых актах, имплементировано в законодательстве всех государств ЕАЭС и, как уже выше отмечалось, является правом каждого человека, т.е. распространяется и на всех трудовых мигрантов без исключения. При этом, не везде и не всегда в государствах ЕАЭС это право соблюдается в должной мере. Существуют проблемы в реализации права на социальное страхование и доступ к медицинской помощи для временно пребывающих трудящихся – мигрантов как из-за нарушений со стороны работодателей, страховых компаний, разных систем медицинского страхования в государствах ЕАЭС, так и из-за слабой осведомлённости самих мигрантов. В сфере признания документов о профессиональном образовании существуют проблемы из разного уровня и качества подготовки, разной степени владения русским языком в странах ЕАЭС, недостаточного уровня средне-специального профессионального технического и медицинского образования в Кыргызстане. Нормы о взаимном признании документов об ученых степенях и званиях действует в полной мере только между Россией и Беларусью. Доступ детей трудовых мигрантов к образованию и медицинским услугам ограничивается в зависимости от статуса легальности труда родителей, отсутствия регистрации по месту жительства, отсутствия мест или отсутствия обычной медкарты ребенка.

Учитывая особое значение внешней трудовой миграции для развития Кыргызстана необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в проект Концепции миграционной политики КР до 2040 года, направленные на принятие долгосрочной стратегии в сфере внешней трудовой миграции, отражающей национальные интересы и содержащей конкретные инструменты контроля за соблюдением прав работников на справедливые и благоприятные условия труда в сфере внешней трудовой миграции, коррелирующих с формируемым трудовым правом ЕАЭС, а также положениями Глобального договора о безопасной, упорядоченной и законной миграции, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 2018 года .

Международно-правовая политика Кыргызской Республики направлена на решение множества задач в сфере правового обеспечения международных отношений, требующих незамедлительного решения, которые являются по существу едиными для всех или большинства направлений государственно-правовой политики и максимально способствуют достижению поставленных перед ней целей. Решение миграционных проблем для Кыргызстана, как для страны-экспортера рабочей силы, так и для России, как страны, входящей в число мировых лидеров среди государств-рецепиентов этой силы, является стратегическим и приоритетным направлением реализации этой политики в экономической и социальной сферах международного сотрудничества.

Бурнасов Александр Сергеевич, руководитель Центра устойчивого развития Уральского федерального университета, зам. директора по исследованиям НП «Экспертный клуб Урал-Евразия», доцент, к.и.н.: Сотрудничество Свердловской области с странами Центральной Азии (Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан): особенности реализации международных гуманитарных проектов

Международное гуманитарное сотрудничество Свердловской области со странами Центральной Азии имеет длительную историю. Регион в контексте международного гуманитарного сотрудничества ставит задачу сформировать гуманитарную повестку в конструктивном ключе. Гуманитарная миссия Свердловской

области, нацеленная на улучшение восприятия региона в мире, состоит в продвижении ценностей сохранения мира и реализации форматов гуманитарного партнерства и сотрудничества. Наряду с использованием официальных каналов реализация этой миссии требует более активного вовлечения международного неправительственного сектора, образовательных организаций, российских бизнескомпаний и других участников международного гуманитарного сотрудничества.

Межрегиональное сотрудничество со странами Центральной Азии становится одной из профилирующих форм расширения добрососедских отношений для регионов России. 76 субъектов Российской Федерации развивают динамичные связи с Казахстаном, с Киргизией – 71, Таджикистаном – 80, Туркменистаном – 60 и Узбекистаном – 75. Для Свердловской области РФ страны Центральной Азии – зона исторически обусловленного международного партнерства.

Ключевыми направлениями международного гуманитарного сотрудничества с точки зрения Правительства Свердловской области РФ в настоящее время являются: 1) поддержка общественных объединений соотечественников в иностранных государствах; 2) укрепление позиций русского языка за рубежом; 3) содействие углублению и расширению интеграции в рамках Евразийского экономического союза; 4) противодействие попыткам фальсификации истории, содействие сохранению исторической памяти; 5) сотрудничество муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с иностранными городами-партнерами; 6) презентация и продвижение культурно-гуманитарного потенциала Свердловской области за рубежом.

В странах Центральной Азии сфера реализации международных гуманитарных проектов является высококонкурентной, реализуется большое количество проектов с иностранным участием. Из проблем международного гуманитарного сотрудничества стоит отметить низкую осведомленность о совместных проектах. В то же время сами проекты вызывают взаимный интерес. Наиболее известными проектами международного гуманитарного сотрудничества являются: Европейско-Азиатский правовой конгресс; Зимняя и весенняя школа молодых евразийских журналистов; ИННОПРОМ; Межгосударственный форум и Евразийский форум молодежи, проводимые несколько лет подряд ректором Федоровым на базе УрГЭУ; Международный театральный фестиваль современной драматургии «КОЛЯДА-PLAYS»; проекты по теме Великой Отечественной войны (Памяти Блокады Ленинграда, Проведение поисковых работ в Ленинградской области по 314-й Стрелковой дивизии, «Столетие общей судьбы» и др.); Эко-конвент: развитие экологических практик в приграничных территориях. Наиболее привлекательны международные гуманитарные проекты, реализуемые в течение длительного времени, касающиеся совместных тем сотрудничества (экономическая интеграция; проекты, посвященные ВОВ; проекты, связанные с туризмом, музыкальным творчеством, театром, культурой, образованием, экологией). Более привлекательными выглядят проекты не политизированные, масштабные, которые предполагают большое количество участников.

Перспективными темами реализации международных гуманитарных проектов со странами Центральной Азии могут быть: проекты, связанные с обучением русскому языку; проекты, ориентированные на молодое поколение; проекты в сфере приграничного сотрудничества; проекты, связанные с исторической памятью; проекты в сфере экологии; проекты межкультурного диалога; проекты в сфере туризма; трансграничное экономическое сотрудничество; образовательные и культурные проекты (театральные фестивали); проекты в туристической сфере; проекты по адаптации мигрантов; проекты по ликвидации бедности; проекты в сфере экологии; проекты в сельском хозяйстве; проекты в сфере образования и науки; проекты в сфере здравоохранения; проекты по изучению культуры России; проекты в сфере спорта; проекты в сфере сельского хозяйства; создание площадок для обмена мнениями; транспортные форумы. Стоит отметить, что проблема эффективности реализации международных гуманитарных проектов между Свердловской областью РФ и странами Центральной Азии требует дальнейшего изучения и детализации.

Амелин Веналий Владимирович, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, профессор, д.и.н.: Регулирование миграционных процессов в контексте интеграционных процессов на пространстве Содружества

Евразийский интеграционный проект содержат целый ряд идей, получивших свою реализацию в миграционной сфере. Важнейшие среди них – свободное перемещение рабочей силы и обеспечение права граждан Евразийского интеграционного объединения осуществлять трудовую деятельность в любой стране Союза без получения разрешения на ее осуществление. Объем прав, которыми трудовые мигранты пользуются на территории стран-участниц евразийского интеграционного объединения, практически равен правам граждан страны пребывания. Равные права обеспечены в сферах образования, имущественных и трудовых отношений (трудоустройство, оплата и условия труда, режим рабочего времени и времени отдыха, охрана труда), социального обеспечения и медицинской помощи. Свобода передвижения и трудоустройства для граждан стран-участниц ЕАЭС является важным стимулом для других государств к присоединению к этому интеграционному проекту.

Весьма важное значение для решения проблем миграции на евразийском пространстве имеет оценка направлений и структуры миграционных потоков. Нетрудно заметить, что Евразийская интеграция представляет собой неоднородное пространство с точки зрения результативности международной миграции населения. Миграционные потоки в рамках ЕАЭС ориентированы прежде всего на Российскую Федерацию. В силу действия современных экономических факторов главным и крупнейшим центром притяжения многочисленных миграционных потоков в регионе является Россия.

Сложность и противоречивость экономических и социально-политических процессов дальнейшего развития евразийского интеграционного объединения закономерно выдвигают на первый план немало конкретных вопросов, касающихся регулирования миграционных потоков в ЕАЭС, в частности, проблемы формирования единого миграционного пространства, общего рынка труда, создания институтов, координирующих трудовую миграцию внутри интеграционной группировки.

Важное значение имеет решение задач в области социального страхования и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов. Нерешенными остаются вопросы проведения совместных действий по охране границ интеграционной группировки, пограничного и иммиграционного контроля, пребывания и легализации трудовой деятельности незаконных мигрантов. В настоящее время иммиграционная политика в странах Союза осуществляются изолированно, а иногда асинхронно. Каждая страна проводит свою визовую политику в отношении третьих стран и пытается регулировать миграцию исключительно в своих собственных интересах.

К числу важнейших задач интеграционной группировки в миграционной сфере относится координация деятельности участников ЕАЭС в области установления визовых режимов с соседними странами, формирование единой системы иммиграционного контроля, действующей внутри Союза/

Назаров Ровшан Ринатович, доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, к.и.н.: Культурно-гуманитарное сотрудничество России и Узбекистана как фактор интеграции

Межкультурный диалог традиционно расценивается как эффективное средство укрепления доверия, взаимопонимания и уважения интересов друг друга, что является ключевым условием формирования и поддержания устойчивых и долгосрочных отношений в сферах экономики, политики  и безопасности.

Сотрудничество в этой области способствует взаимообогащению и взаимопроникновению культур, формированию общего культурно-гуманитарного пространства. Данный фактор является важной основой для утверждения в странах СНГ межнационального мира, укрепления гражданского согласия и поддержания общественно-политической стабильности.

Исходя из этого, нарастает объективная необходимость вывести культурно-гуманитарные связи со странами СНГ на качественно новый уровень. Осознавая это, руководство Узбекистана уделяет пристальное внимание этому вопросу, всецело поддерживает гуманитарную интеграцию, активно продвигает и на деле реализует значимые инициативы и проекты  в сфере культуры, нацеленные на развитие культурно-гуманитарного взаимодействия на пространстве Содружества.

Об усилиях Узбекистана в придании нового импульса культурно-гуманитарному сотрудничеству также свидетельствует проделанная в текущем году под председательством нашей страны комплексная работа. В частности, по инициативе узбекской стороны завершился процесс разработки сразу трех новых стратегий Содружества по развитию молодежного сотрудничества, туризма, а также физической культуры и спорта на 2021-2030 гг. В указанных документах, предусматриваюших ежегодное проведение туристических ярмарок, дней культуры государств Содружества, встреч творческой молодежи, обозначены новые приоритеты на культурно-гуманитарном направлении.

Самым значимым достижением в этом плане стало принятие в период председательства Узбекистана Концепции дальнейшего развития СНГ, представляющей собой совокупность согласованных взглядов государств-участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции. В этом документе вопросам расширения культурно-гуманитарного сотрудничества также отведено ключевое место. Более того, принято решение об объявлении 2022 г. – Годом народного творчества и культурного наследия СНГ.

При этом усилия Узбекистана на этом направлении не ограничились только совершенствованием концептуальных основ деятельности СНГ. Страна и в практическом плане продемонстрировала свое бережливое отношение к культурным атрибутам и объектам общего исторического прошлого со странами Содружества.

В период председательства Узбекистана в СНГ существенно укрепился курс на активизацию культурно-гуманитарных связей. Главным партнером в развитии гуманитарных связей Ташкента выступила Российская Федерации.

Страны активно сотрудничают в сфере образования, информационного пространства, сохранения в Узбекистане позиций русского языка. В Ташкенте действуют филиалы МГИМО, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина и ряда других. В общей сложности более полутора десятков филиалов российских вузов работают на территории Узбекистана в настоящее время.

В Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане.

Развитие культурно-гуманитарного сотрудничества между странами СНГ, в том числе, между Узбекистаном и Россией,  четко вписывается в стремление и стратегические планы руководства Узбекистана вывести сотрудничество в рамках СНГ на качественно новый уровень. В достижении этих задач важную роль играет именно поддержка культурного диалога посредством активного содействия в организации совместных мероприятий.

Большаков Андрей Георгиевич, заведующий кафедрой конфликтологии, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, доцент, д.полит.н.: Влияние афганского фактора на безопасность в регионе Центральной Азии

Хаос в Афганистане это не только угроза, но и соблазн для стран региона, имеющих на территории Афганистана представителей своей национальности, попытаться извлечь выгоду из ситуации.

Афганский кризис может частично повысить вероятность появления исламских политических партий и экстремистских организаций в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане. Деятельность подобных структур может проявится как в регионе, так и в России - через отправляющихся на заработки мигрантов.

Смена власти в Афганистане ставит под вопрос перспективы реализации ряда крупных региональных проектов. К таковым, в частности, относится проект CASA -1000 (создание инфраструктуры для экспорта электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан) и проект ТАПИ (прокладка газопровода из Туркмении в Индию через Афганистан и Пакистан).

В обозримой перспективе военно-политическая обстановка в регионе будет требовать повышенного внимания Москвы, Пекина и Тегерана. Подготовиться к возможным вызовам каждый из них старается уже сейчас, выстраивая свою систему защиты национальных интересов в соответствие с собственным видением обстановки. Хотя в регионе уже существует механизм, который реально способен обеспечить межгосударственное взаимодействие в вопросах борьбы с терроризмом, транзитом наркотиков и охране границ с Афганистаном.

Курылев Константин Петрович, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, президент Ассоциации Балтийско-Черноморских исследований, профессор, д.и.н.: Проблема сопряжения российского и китайского интеграционных проектов в Евразии

Китайские инициативы в рамках проекта «Один пояс и один путь» воспринимаются в России с повышенным интересом. Тем не менее Москва в своих проектах предпочитает использовать термин «евразийская интеграция» и старается сохранить традиционное влияние в одном из важных регионов Евразии — ЦА.

Существующая политическая система большинства государств ЦА гораздо ближе российской, чем какой-либо другой: зачастую в республиках ЦА копируют различные институты и элементы законодательства РФ. При этом подход стран ЦА к проектам, касающимся их судьбы, весьма прагматичен. Он различен от страны к стране, но в целом можно констатировать, что в республиках ЦА готовы поддержать проект любой стороны, если он выразится в финансовых и иных инвестициях и не будет подрывать основы существующего строя.

Стратегические интересы России и Китая в ЦА не противоречат друг другу и близки в вопросах безопасности существующих границ, борьбы с терроризмом, поддержания региональной стабильности и геополитического взаимодействия, на правленного на ограничение военного присутствия США и НАТО в регионе, противодействие курсу на «демократические реформы», ведущему к «цветным революциям».

Гущин Александр Владимирович, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья ИПиМИ РГГУ, доцент, к.и.н.: Постсоветское пространство и внешние акторы

Сам термин – постсоветское пространство, строго говоря, сегодня является дискуссионным и не только по причине наличия поколенческой, социокультурной, да во многом и политической дистанции между странами бывшего СССР, но и по причине активной работы внешних акторов, прежде всего, коллективного Запада, направленной на недопущение дальнейшей реинтеграции постсоветской Евразии.

С другой стороны, роль России на пространстве, которое мы называем постсоветским, очень велика. По-прежнему, несмотря на существование дезинтеграционных трендов, отдельные неудачи относительно лояльных России сил в самих странах постсоветской Евразии, как например, недавно в Молдове, все же есть общая тенденция, что наглядно сегодня демонстрируют события в той же Центральной Азии - Россия остается важнейшим инфорсером в регионе, обеспечивающим региональную стабильность и безопасность. И это касается не только Центральной Азии, но и Южного Кавказа и западного фланга постсоветского пространства, в частности обеспечения и развития нашего военного и политического союза с Беларусью.

Еще несколько лет назад, особенно когда украинский кризис принял инерционные черты, когда США находились во власти внутриполитических баталий, казалось, что постсоветское пространство является лишь «одним из», и может быть далеко не самым главным полем конкуренции, но сегодня, особенно после событий 2020 г. стало очевидно, что конкуренция за него, в сфере геополитики и геоэкномики является очень значимой. Выше я употребил термин «коллективный Запад», но все же это условное понятие, хотя мы часто говорим сегодня именно о действиях коллективного Запада, но интересы государств, входящих в него порой различны. Это очень хорошо видно на примере Украины, где с одной стороны разнятся интересы Германии и США, что тесно увязано не только с вопросом о Северном потоке- 2 и роли Украины в этом вопросе, но и главным образом, по вопросу об установлении мира. Германия четко следует линии на внедрение «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство. Для Европы, прежде всего, Германии и Франции обеспечение мира в регионе имеет ключевое значение. Понятно, что позиция США была более жесткой и для США важным было использовать Украину как военно-политический ресурс и для сдерживания России и для баланса и обеспечения своих интересов в Европе, где Украина и особенно Польша имели в этом плане весомое значение.

Однако, конечно, влияние Запада не ограничивается одной Украиной, например, если обратиться к ситуации в Молдове, то можно увидеть, что победа партии президента М.Санду, не в последнюю очередь обеспечена усилиями американской стороны, той поддержкой, которая была оказана посольством США. Другое дело, что в этом плане есть серьезный негатив в обществе в отношении левых партий и их лидеров, прежде всего социалистов. Сегодня думаю, что правые получили власть и обрели серьезный комплекс проблем, а левые должны осуществить не просто ребрендинг, но и серьезную работу по изменению коммуникаций с обществом и по линии кадровых изменений. В какой степени Запад сможет обеспечить более стабильное развитие Молдовы и не допустить системный раскол элит – большой вопрос, но то, что внешнее, западное управление Молдовой усилились – это объективный факт и это угроза в том числе и старой «плахотнюковской» элите. В этом плане в какой-то мере можно сравнить то, что Запад добивается ограничения влияния олигархов в Украине с тем, что сегодня роль внешнего управления Молдовой резко выросла и страна будет функционироваить в более ручном режиме.

Конечно, сегодня можно много говорить об относительной значимости Молдовы для России, но это все не отменяет того, что те лидеры, с которыми мы ранее поддерживали довольно тесные отношения электорально проиграли, и в имиджевом плане - это результат негативный. Вероятно, сразу отношения с Кишиневым не будут ухудшаться обвально, но все зависит от того, будет ли Запад давить по линии Приднестровья и Гагаузии, потому что субъектность той же Санду очень ограниченная. Безусловно, все это говорит о том, особенно принимая во внимание наличие Приднестровья, где кстати тоже накопилось немало внутриполитических и социальных проблем, что для России днестровское направление остается очень важным.

Что же касается Беларуси, то сложившаяся ситуация, в которой Беларусь находится под давлением Запада, конечно, работает в пользу обеспечения более тесной интеграции наших стран в рамках Союзного государства, которое, справедливости ради воображалось много лет назад совсем по-иному, чем мы это видим сейчас. Влияние западных санкций должно только в дополнительном плане стимулировать функционирование не просто общей рамки союзности, но и развитие общей промышленной политики, проектов цифровизации, обеспечения логистического маршрута Китай – Европа, совместного планирования и привлечения инвестиций, обеспечения единых подходов, причем фиксированных и стандартизированных ике, развитие совместных проектов в сфере обеспечения социальных лифтов для молодежи. Это все помимо приоритетной необходимости укрепления взаимодействия в военной сфере, а также важности конституционных трансформаций в Беларуси.

Сегодня, несмотря на отдельные надежды на определенные изменения в русле обеспечения контролируемой конфронтации с Западом на постсоветском пространстве, необходимо четко понимать, что эта контролируемость будет до определенной степени, а постсоветская Евразия останется пространством конкуренции не только России и Запада, но и других акторов. В этом контексте наши задачи, конечно, лежат в плоскости как обеспечения безопасности нашей и наших партнеров по ЕАЭС и ОДКБ, так и в плоскости обеспечения новых импульсов для развития интеграционных проектов в частности Союзного государства, которые могут стать модельными для выстраивания подобного взаимодействия с другими странами. Думаю, что принятая Стратегия национальной безопасности России постулирует не просто нашу страну как центр притяжения в Евразии, но и как страну, которая осознает необходимость внутренних трансформаций для обеспечения такого притяжения. Как можно скорейшая реализация того концептуального потенциала, который заложен в стратегии, показывающей все более и более серьезный отказ от западоцентричной модели, таким образом, является сегодня приоритетом нашего развития.

Левченков Александр Станиславович, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья ИПиМИ РГГУ, доцент, к.и.н.: Вопросы сохранения исторической памяти в образовательном сотрудничестве на пространстве СНГ

Одним из значимых проявлений сотрудничества в области противостояния различным угрозам гибридного характера, затрагивающим вопросы безопасности и устойчивого развития государства и общества, стали решения высших органов СНГ в области исторической памяти, направленные на противодействие попыткам фальсификации истории и разобщения народов пространства Содружества. В частности, на заседании Совета глав государств в июне 2021 г. был принят проект обращения к народам Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны, осуждающий попытки «предать забвению уроки разрушительной войны, цинично исказить ее нравственные и правовые итоги, поставить на один уровень жертв и палачей» .

В условиях усиления тенденций пересмотра трактовок причин и итогов Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны, направленных на разделение исторической памяти народов бывшего СССР, координация сотрудничества на пространстве Содружества в области исторического образования и политики памяти стала приобретать все большее значение. В этой связи важным стало решение СМИД СНГ в Душанбе от 27 сентября 2018 г о создании базовой организации по подготовке кадров в области исторического образования (данным статусом был наделен Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)) и базовой организации по подготовке педагогических кадров (данный статус был придан Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ)) .Это было направлено на расширение возможностей координации подготовки профессиональных кадров, как для преподавания исторических дисциплин, так и для дальнейшей научной работы. По инициативе Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, состоявшегося 19 апреля 2019 года в Бишкеке, были разработаны методические рекомендации и организован в образовательных учреждениях государств – участников СНГ в сентябре 2019 года и апреле – мае 2020 года единый урок памяти, посвященный Году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

В рамках сотрудничества по линии СНГ и Союзного Государства России и Беларуси, в последние годы предпринимались попытки активизации взаимодействия, направленного на формирование общего образовательного пространства, в рамках которого можно было бы сблизить стандарты преподавания истории. Отдельные инициативы в этом направлении на западном фланге постсоветского пространства реализованы. Так, имеется успешный опыт подготовки совместных научных трудов и учебных пособий у российских и белорусских историков (к примеру, трехтомное издание «Страна в огне», 2011-2018 гг., под ред. А.А. Ковалени, А.О. Чубарьяна и др. (первая часть в двух томах вышла в 2011 году при участии украинских историков), или российско-белорусское учебное пособие «История Великой Отечественной войны. Очерки совместной истории», 2019 г., под ред. П.А. Ковалени и Е.И. Пивовара). Под эгидой Исполкома СНГ началась работа по формированию Международной ассоциации (комиссии) историков и архивистов стран Содружества, создающейся в целях противодействия попыткам искажения истории и сохранения исторической правды.

Таким образом, одним из итогов тридцатилетия после распада Советского Союза на западном фланге постсоветского пространства стало зарождение и развитие острого конфликта между сторонниками и противниками ревизии исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войне. Доминирование сторонников исторического ревизионизма на государственном уровне оказалось тесным образом связано со степенью вовлеченности той или иной страны в процессы евроатлантической интеграции. В то же время сторонники евразийского интеграционного выбора противостоят попыткам ревизии исторической памяти как подрывающей основы представлений об общем вкладе народов СССР в победу над нацизмом.

Кудаяров Каныбек Акматбекович, научный сотрудник ИНИОН РАН, к.и.н.: Русскоязычное образование в Кыргызстане как фактор интеграции на пространстве ЕАЭС

Сотрудничество России и Киргизии в образовательной сфере начинается с момента установления дипломатических отношений в 1991 г. На современном этапе взаимодействие двух государств в области образования развивается на основе межправительственного соглашения о сотрудничестве в гуманитарной сфере от 5 апреля 2012 года, которое было дополнено Меморандумом о сотрудничестве в сфере образования, подписанном 28 марта 2019 в г. Бишкек (Киргизия). Меморандум призван поддержать развитие существующих программ и закрепить сотрудничество в сферах общего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Стратегическое партнерство России и Киргизии необходимо в полной мере использовать для дальнейшего продвижения русского языка и российского образования в Киргизии. Для этого необходимо осуществлять дальнейшее финансирование русскоязычных общеобразовательных учреждений (как уже существующих, так и будущих) вкупе с поддержкой представительств российских вузов в Киргизии.

Достигнутые Россией успехи в образовательном пространстве Киргизской Республики свидетельствуют о большой востребованности российского образования у местного населения, в которой большую роль играет вхождение Киргизской Республики в ЕАЭС. Смена основной целевой аудитории русскоязычных образовательных программ в Киргизии наряду с одновременным ростом спроса на них у тюркоязычного населения республики открывает большие перспективы для расширения и углубления двустороннего сотрудничества.

Латышева Ольга Анатольевна, доцент кафедры экономической географии и картографии Института географии Алтайского государственного университета: Международные сетевые образовательные программы, как модель развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

На фоне активного современного развития мировых интеграционных процессов дезинтеграция экономик стран СНГ угрожает индивидуальным позициям каждой страны в международных экономических рейтингах и может способствовать сдерживанию роста конкурентоспособности их товаров на мировом рынке. Актуальность поиска путей активизации тесного социально-экономического сотрудничества стран Содружества с целью его постепенной трансформации в один из наиболее значимых мировых региональных центров глобальной экономической системы не нуждается в дополнительном обосновании. В качестве форм межрегиональной интеграции особую роль играют формирование кластеров и сетевые проекты сотрудничества в различных сферах социально-экономического развития как государств, так и отдельных регионов, особенно приграничных.

Международное взаимодействие университетов формируется под воздействием процессов глобализации и ускоряет интеграционные процессы в мире. Лавинообразно нарастающее распространение информационно-коммуникационных технологий способствует быстрому налаживанию виртуальных сетевых связей и коммуникаций, в том числе в сфере науки и образования. Характерным примером является ассоциация «Всемирная сеть университетов. На пространстве СНГ уже давно реализуются сетевые программы Сетевого университета СНГ.

Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы и стала дополнительным катализатором процессов ускоренного перехода на цифровые образовательные платформы, в том числе, и в межвузовском и международном взаимодействии.

Резко усилилась актуальность процессов сетевого взаимодействия в образовательной среде, являющихся базой социально-экономической региональной интеграции, а также возросла необходимость активизации этих проектов в России и странах СНГ

Ибраев Габдеш Укенович, руководитель Центра русского языка и литературы Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова / Абишева Мария Сериковна, начальник отдела планирования и контроля Карагандинской академии МВД РК. имени Б. Бейсенова, к.филол.н.: Процесс интеграции и законодательное регулирование языковой политики на пространстве СНГ

В рамках СНГ русский язык является тем механизмом, с помощью которого обеспечивается политическая интеграция и коммуникация на всем пространстве Содружества. Русский язык в силу своего мирового статуса позволяет миллионам граждан разных стран не только знакомиться с достижениями национальных культур и наук друг друга, но и знакомить с ними мировое сообщество. По сути, русский язык позволяет многим странам СНГ развиваться в качестве открытых, а не национально - обособленных, узких систем, что в век информации и глобализации является, как известно, одним из условий успешного развития и интеграции.

Сегодня все среднее поколение на пространстве СНГ не просто знает русский язык, но ещё не утратило определенной компетенции во владении им. А молодёжь во многих странах СНГ обучается грамотному русскому языку. В ослаблении русского языка видится прежде всего политический посыл. Однако такая политика не отвечает интересам ни самой России, ни стран Содружества, поскольку она сказывается на сохранении общего политического, экономического, научно-технического, культурного и образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Альтернативные русскому языку средства преодоления языкового барьера между гражданами государств-участников СНГ пока не получили широкого распространения.

Ханова Ирина Евгеньевна, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья ИПиМИ РГГУ, доцент, к.филос.н.: Образовательная интеграция и межвузовское сотрудничество на пространстве СНГ (опыт РГГУ)

РГГУ с 2018 года является базовой организацией государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке кадров в области исторического образования.

В рамках деятельности РГГУ по гармонизации систем исторического образования государств-участников СНГ, а также организации совместной научно-методической работы в области исторического образования государств-участников СНГ основной задачей была определена подготовка к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, в связи с чем приоритетное внимание уделялось взаимодействию с научно-образовательными учреждениями в странах Содружества по организации совместной работы, направленной на укрепление основ общего образовательного пространства (в частности, в области исторического образования) как важной составляющей современных интеграционных процессов:

Велась работа над подготовкой цикла совместных с партнерами в странах СНГ учебно-методических пособий в области исторического образования, направленных на укрепление основ общего образовательного пространства как важной составляющей современных интеграционных процессов:

Рабочая группа известных историков и архивистов России и Беларуси (под сопредседательством руководителя базовой организации, президента РГГУ, члена-корреспондента Российской академии наук (РАН) Е. И. Пивовара и академика-секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук (НАН) Республики Беларусь, члена-корреспондента НАН Республики Беларусь А. А. Ковалени) при поддержке образовательных ведомств двух стран подготовила электронный проект учебно-методического пособия «История Великой Отечественной войны» для преподавания данного исторического периода. Данное электронное издание стало первым пособием в запланированной серии совместных пособий под общим названием: «Россия и Беларусь: страницы общей истории», адресованным учителям, преподавателям и студентам гуманитарных вузов и факультетов двух государств, а также других стран СНГ.

Разработаны по предложению Исполнительного Комитета СНГ методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях государств-участников Содружества Независимых Государств единого урока памяти, посвященного году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Разработаны по предложению Исполнительного Комитета СНГ методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях государств-участников Содружества Независимых Государств единого урока, посвященного 30-летию образования СНГ.

В рамках деятельности базовой организации по развитию академического обмена, образовательной и просветительской работы, направленной на укрепление интеграционного потенциала на пространстве Содружества, основное внимание уделялось проведению международных мероприятий, ставящих целью популяризацию интеграционных идей и инициатив и охватывающих широкий круг участников в странах СНГ.

Проведенные международные мероприятия продемонстрировали наличие серьезного интереса и актуального запроса со стороны научно-образовательного сообщества стран-партнеров России по интеграционным процессам на пространстве Содружества к расширению возможностей как научного, так и образовательного сотрудничества, в том числе, в области изучения истории, языков и культуры. В ходе мероприятий удалось выделить и обсудить важнейшие цели и задачи дальнейшего углубления научно-образовательной интеграции, включая развитие совместных образовательных программ, академического обмена, организации постоянно действующих научно-просветительских площадок, способствующих развитию межкультурной коммуникации. Мероприятия позволили расширить круг постоянных партнеров в странах Содружества для последующего развития совместных проектов и программ, направленных на укрепление интеграционного потенциала и гармонизацию систем исторического образования.

Петров Константин Алексеевич, старший преподаватель кафедры всеобщей истории исторического факультета Тверского государственного университета / Тюренкова Дарья Олеговна, к.и.н., ассистент кафедры всеобщей истории исторического факультета Тверского государственного университета: Интеграционные процессы в образовательной сфере на пространстве СНГ

С момента создания СНГ уделяется пристальное внимание повышению качества образования и расширению его доступности, совершенствованию методов обучения и воспитания детей и молодежи. Постоянно идет поиск новых стандартов в образовании. За прошедшие годы на национальном и межгосударственном уровне проведены сотни мероприятий по 15 направлениям от дошкольного и общего образования о профессиональной ориентации и международного сотрудничества в высшей школе.

Среди достижений последних лет можно назвать принятие на уровне Совета глав правительств СНГ соглашений о признании дипломов о высшем образовании, о повышении квалификации педагогических работников, о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ ряду высших учебных заведений Содружества.

Сегодня координация подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области образования проводится с учетом потребностей рынка труда 17 базовыми организациями. Этот механизм взаимодействия вполне оправдывает выполнение поставленных задач в деле формирования общего образовательного пространства Содружества.

Большинством государств – участников СНГ признано, что переход к новой роли образования в инновационном развитии экономики требует значительных перемен в сложившейся системе образования. Для этого прорабатываются пути дальнейшей интернационализации образования и координации межвузовского сотрудничества.

Сложившаяся эффективная практика сотрудничества в образовательной сфере на пространстве СНГ может способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Обеспечение соответствующего уровня образования будет служить основой последующего экономического и интеллектуального процветания стран Содружества.

Шнейдер Вадим Михайлович, старший преподаватель кафедры стран постсоветского зарубежья ИПиМИ РГГУ, к.и.н.: Русский язык как фактор развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

После распада СССР прошло значительное время, в течение которого новообразованные государства реализовывали различные стратегии во внутренней и внешней политике. Существенно отличалась и языковая политика, проводимая руководством этих государств. Прежде всего, мы можем выделить те страны СНГ, в которых русский язык имеет официальный статус.

В Беларуси русский язык является государственным языком, в Казахстане и Кыргызстане русский язык имеет официальный статус, в Таджикистане русский язык имеет статус языка межнационального общения, а в Узбекистане на русском языке по требованию граждан могут осуществляться нотариальные действия, что зафиксировано в Законе о государственном языке Республики Узбекистан.

Оценка языковой ситуации в стране во многом зависит от возможности изучения иностранных языков. С этой точки зрения мы можем разделить страны постсоветского пространства на две группы. В первой группе стран русский язык преподается в качестве обязательного предмета. К этим странам относятся Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения и Азербайджан. В Украине, Молдове и Туркменистане русский язык преподается в средней школе в качестве второго иностранного языка (первым, как правило, является английский).

Следует подчеркнуть, что языковая политика далеко не всегда соответствует языковой среде, которая складывается естественным путем и зависит от ряда социокультурных факторов.

Перспективы изучения русского языка в странах постсоветского пространства зависят от различных факторов: уровня подготовки педагогических кадров, востребованности русского языка, сохранения русскоязычной среды и проведения гибкой языковой политики. Безусловно, крайне важна и деятельность учебных и научных заведений, занимающихся проблемами преподавания русского языка как иностранного.

Необходимо учитывать большое число иностранных студентов, обучающихся в российских университетах и стремящихся выучить русский язык. Особый интерес перспективы обучения в России вызывают именно у жителей стран постсоветского пространства, что свидетельствует о том, что особое значение русского языка в регионе сохранится и в дальнейшем. Проведение различных образовательных мероприятий способствует развитию научно-образовательного сотрудничества в сфере изучения русского языка.

Не вызывает сомнений, что изучение русского языка в странах бывшего СССР способствует сохранению гуманитарных связей на постсоветском пространстве и является одним из факторов, влияющих на развитие как двустороннего сотрудничества, так и интеграционных процессов в регионе. Мы можем сделать вывод о том, что русский язык по-прежнему играет роль языка межнационального общения в большинстве стран постсоветского пространства. Изучение русского языка востребовано во всех государствах региона, а владение им является дополнительным преимуществом в различных сферах, в том числе в образовании, науке и сфере услуг.