РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Первая встреча научного семинара "Фантастическое в популярной культуре"
10.11.2021

Первая встреча научного семинара "Фантастическое в популярной культуре"

Столкновение "фантастического" и "рутинного" в популярной культуре стало темой обсуждения на научном семинаре ФК


6 ноября состоялась – в режиме онлайн-конференции – первая в 2021 г. встреча постоянно действующего научного семинара факультета культурологии «Фантастическое в популярной культуре». Поскольку этой встрече предшествовал длительный перерыв, началась встреча с представления участников и гостей семинара друг другу: все желающие называли себя и рассказывали об области своих интересов. Виртуальное пространство семинара объединило людей разного статуса, возраста, представляющих не только РГГУ, но и другие университеты и академические институции.

Семинар начался с краткого обсуждения классической работы Цветана Тодорова «Введение в фантастическую литературу»: каковы основные очертания его конфепции фантастического, какой именно контекст она подразумевала, как менялось отношение к ней в научном мире и насколько она к литературным и иным произведениям дня сегодняшнего – все это было затронуто в ходе беседы.


За этим разговором последовал доклад доцента кафедры истории и теории культуры Александры Тарасовой «”Гнев богов”: рутинное и фантастическое в документальном фильме Йона Густафссона (2006 г.)». Объектом анализа в докладе стал вышедший пятнадцать лет назад документальный фильм, смонтированный на основе любительской видеохроники съемок одной из киновариаций на тему раннесредневековой эпической поэмы «Беовульф» – «Беовульфа и Гренделя» режиссера С. Стурлусона (2005г.). Съемки «Беовульфа» и Гренделя проходили в сложных природных условиях осенней Исландии и сопровождались множеством превратностей – от финансовых проблем до извержения вулкана неподалеку от съемочной площадки. С одной стороны, несмотря на постоянные испытания, для членов съемочной группы все это представляло собой часть их профессии, рутину, с которой они имели дело не в первый раз. С другой – в их репликах времени съемок и в записанных позже интервью можно выделить своего рода дискурс «сверхъестественного», объясняющий необычный масштаб рутинных неприятностей вмешательством неких нечеловеческих сил, а тот факт, что сделать фильм им все же удалось – доброй волей Одина. Опорной точкой для подобного рода высказываний послужила церемония благословения, которую перед первым съемочным днем провел входивший в съемочную группу глава местной языческой общины. Однако только темой «гнева богов» это коллективный дискурс не ограничивался. В докладе прослеживалось, как в результате подбора фрагментов видеохроники и монтажа Йон Густафссон делает этот дискурс более явным и как этот контекст меняет восприятие обычных для съемок причудливых сочетаний – к примеру, средневековых воинов, тролля и вертолета в одном кадре. Наконец, был поставлен вопрос о жанровой принадлежности «Гнева богов»: считать ли его ярким, но достаточно типичным «фильмом о фильме» или рассматривать как самостоятельное явление, своего рода гибрид между документалистикой и художественным произведением, в котором есть и фантастическая составляющая.

   

По завершении доклада началось его обсуждение, во время которого вновь звучало имя Цветана Тодорова и других теоретиков. После примерно получасового разговора участники семинара договорились о примерной программе следующей встречи, которая планируется в начале декабря.