РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Светлана Коначева: «идеальный образ философского факультета — сообщество друзей истины»
28.10.2021

Светлана Коначева: «идеальный образ философского факультета — сообщество друзей истины»

Философский факультет РГГУ возглавила Светлана Александровна Коначева. По этому случаю прошло заседание Совета факультета с участием ректора РГГУ Александра Безбородова. На заседании ректор представил кандидатуру Светланы Александровны на роль декана философского факультета. После встречи новая и.о. декана дала интервью студентам.


— Мы знаем Вас как ученого и автора исследований по философии Хайдеггера и современной теологической мысли, как руководителя кафедры Современных проблем философии, как научного руководителя, как профессора, лектора, — давайте поговорим о Вас. Что Вы чувствуете сейчас, став главой ФФ РГГУ? 

— Я не стала бы преувеличивать роль декана, поскольку для нашего факультета, прежде всего, важны коллегиальные решения, философский факультет всегда исходил из того, что здесь нет начальников и подчинённых, а есть сообщество равных, соответственно, многие решения принимаются после обсуждения в совете факультета, а декан хотя и выполняет определенные административные функции, но не определяет стратегию развития факультета единолично. Но, безусловно, это определённый вызов, который предполагает необходимость заново осмыслить, что же такое философский факультет в современном российском университете и чем может быть сейчас философский факультет РГГУ. Это вопрос, который требует обсуждения. И это вызов не только для меня как декана, но и для всего факультета, поскольку в следующем году нам исполнится 30 лет. Был исходный импульс, с которого всё начиналось, были те задачи, которые решались в одной реальности, сейчас она поменялась, и мы, действительно, пытаемся понять, что же изменилось и кем мы можем быть в этой реальности.

— Как Вы планируете совмещать роли главы факультета, заведующей кафедры, ученого-исследователя и преподавателя?

— Я надеюсь, что мне хватит сил и возможностей совмещать все это. Безусловно, на декана сваливается довольно много административной работы, но для того, чтобы не превратиться исключительно в «эффективного менеджера», декан должен оставаться исследователем и преподавателем и это очень важно, поскольку, без понимания того, что происходит в реальном учебном процессе, невозможно нормальное руководство факультетом.

— Вы продолжите вести свои курсы?

— Да, конечно. 

— Можно ли будет у Вас писать курсовые/дипломные работы?

— Безусловно.

— Поговорим о факультете в целом. Каково нынешнее состояние факультета?

— С одной стороны, факультет продолжает те традиции, которые были заложены его отцами-основателями. С другой стороны, проходит смена поколений и поэтому факультет сейчас находится в поиске новой образовательной модели, которая позволит заново определить место философского факультета РГГУ на карте российского философского образования.

— Какие достижения факультета за последнее время, на Ваш взгляд, были самыми важными?

— Мне трудно назвать какое-либо одно достижение, мне кажется, главное, что на протяжении всей истории нашего факультета нам удаётся сохранять тесную взаимосвязь между учебным процессом и научными исследованиями. Как писал Ханс Гумбрехт, «курс по гуманитаристике не имеет смысла, если он не наивысшего качества». Большинство наших преподавателей – ведущие исследователи в своих областях знания, поэтому, приходя на наш факультет, студенты имеют возможность слушать уникальные авторские курсы. Кроме того, у нас регулярно проводятся конференции и научные семинары: это и ежегодная конференция «Алёшинские чтения», ежегодная конференция по истории русской философии «Сад расходящихся троп», и семинар Центра феноменологической философии, на котором происходит герменевтическое чтение текстов Гуссерля, Хайдеггера, современных французских феноменологов. Можно назвать несколько крупных международных конференций: «Бытие и время» М. Хайдеггера – 70 лет со дня выхода», «Пространство феноменологии: к 150-летию со дня рождения Эдмунда Гуссерля» «Многообразие априори», «От бытия к событию: пути постметафизического мышления», в которых принимали участие такие известные философы как Фридрих Вильгельм фон Херрманн, Клаус Хельд, Ханс Петер Гроссханс, Джордж Пэттисон. Так что здесь ведётся серьёзная научная работа и надеюсь, что студенты будут принимать в ней более активное участие.

— Какие опасности стоят перед факультетом, есть ли риск для его независимого существования?

— Я думаю, что после знаменитых слов министра народного просвещения Ширинского-Шихматова о том, что польза философии не доказана, а вред возможен, за которыми в 1850 году последовало исключение философии из числа преподаваемых в университетах дисциплин, в нашем отечестве философский факультет всегда существует в ситуации риска, перед необходимостью всё время доказывать, что это не «факультет ненужных вещей». И тем более, наш факультет небольшой, и в этом смысле, как административная единица, мы не являемся сильной структурой. Поэтому все эти риски слияний и поглощений сохраняются, в том числе из-за тенденций к оптимизации и укрупнению, которые есть в целом в отечественном образовании.

— Какие будут Ваши первые действия на посту главы факультета?

— Мне бы хотелось поставить перед коллегами вопрос, что сейчас мы понимаем под философским образованием, и что составляет специфику той образовательной модели, которую реализует наш факультет, что отличает нас от других. Классический «гумбольдтовский» университет стремился к формированию мировоззрения и философия выполняла в нем функцию по производству духовных ценностей. Сейчас, конечно, университет изменился, возникла прагматическая модель, появление которой ряд авторов назвали «медленной смертью университета». И вот вопрос: чем может быть философия сейчас, в новом университете, где такая функция как «поиск истины» отходит на второй план? Мне кажется, мы можем попытаться привить навыки того, что Ханс Гумбрехт называл «рискованным мышлением», стать местом, где формируется более сложная картина мира. Но реализация подобной стратегии возможна только при условии нашей совместной работы по осуществлению сознательной рефлексивной коммуникации. Поэтому мои первые шаги и будут связаны с формированием практик «личностного» знания. Это, прежде всего, более активное вовлечение студентов в факультетскую жизнь, поскольку лично для меня очень важно, чтобы и те, кто преподаёт, и те, кто обучается, ощущали, что мы коллеги, что преподаватели приходят не просто прочитать лекцию и передать какую-либо информацию, а приходят вступить в диалог, ради того, чтобы «нечто» случилось, какое-то событие мысли. Но и студенты должны приходить сюда не просто за дипломом, не просто посещать учебные занятия, но быть готовыми поставить под вопрос усвоенные понятия и выученные знания, в конце концов, самих себя, чтобы наши занятия смогли превратиться в определённые «практики себя» . Это требует вашей включённости в факультетскую жизнь: это и ваша активность на занятиях, и ваша готовность принимать участие в наших конференциях, возможно, ваши инициативы по созданию студенческого семинара. Образование на философском факультете не может быть односторонним движением, но для этого студенты должны ощутить, что наш факультет — это сообщество друзей. Это сообщество существует, для выработки навыков такого мышления, которое позволит работать в проблематических полях, встречать вызовы меняющегося общества с готовностью мыслить не стереотипами, а каждый раз заново.

— Что принципиально изменится в жизни факультета под Вашим руководством?

— Думаю, пока об этом рано говорить, для меня значимо сохранение преемственности по отношению к тому, чем был философский факультет в течение этих 30 лет. Если говорить об изменениях, ещё раз повторю, мне бы хотелось, чтобы коммуникация студентов и преподавателей была гораздо более активной и не ограничивалась исключительно нашими аудиторными занятиями, чтобы мы нашли ещё какие-либо формы взаимного общения.

— Как Вы будете работать с кадровым составом кафедр факультета?

— Этот вопрос требует очень аккуратных решений, потому что проблема смены поколений стоит перед каждым факультетом, который существует не первый год и здесь действительно очень важно не просто сохранение традиции, потому что традиции это что-то абстрактное, необходимо помнить, что традиции создавались конкретными людьми, и здесь возраст этих людей не должен быть препятствием для продолжения их работы на факультете. Поэтому никаких радикальных кадровых решений здесь быть не может. Однако сейчас мы видим, что какие-то направления философии становятся более востребованными, соответственно, должны появиться новые курсы, и, безусловно, мы будем искать новых преподавателей, которые могли бы читать курсы, которые в данный момент в недостаточной мере представлены на факультете, это связанно с философией сознания, аналитической философией. Конечно, это не вопрос одного дня или одной недели, эта работа будет вестись, но это не значит, что новые преподаватели вытеснят наших коллег, которые создавали этот факультет.

— Каким Вы видите наш факультет через 5 лет? 

— Я надеюсь, что это будет факультет, на который захочется прийти учиться. Этот факультет будет тем местом, где его студенты и преподаватели делают некоторое общее дело мысли. И это факультет, который будет узнаваем в российском академическом пространстве. Я надеюсь, что он и сейчас узнаваем, но, тем не менее, мне бы хотелось, чтобы этот образ стал более ярким и отчетливым, чтобы абитуриент, который решит сделать выбор в пользу философского факультета РГГУ, мог четко ответить себе на вопрос: «почему я иду именно сюда». И чтобы ощущение, которое определит этот выбор, сохранялось у наших студентов на протяжении всего периода обучения.

— Давайте обратимся к деталям образовательных курсов и студенческой жизни. 

Если студентам хочется, чтобы учебных часов на отдельных особенно популярных курсах было больше, что можно сделать для этого?

— Я всегда готова встретиться со студентами, обсудить все проблемы, связанные с образовательным процессом. Вы можете высказать свои соображения непосредственно при личной встрече, можно писать, оставлять какие-то свои предложения в деканате. Мы всегда открыты для обратной связи. И этот фидбэк для нас — для меня лично — очень важен. Важна возможность услышать ваши соображения о том, насколько реальность философского факультета отвечает вашим ожиданиям. Вот вы меня спрашивали, что я хочу изменить. Мне бы хотелось и от вас услышать, каких изменений вы ждете. Вы пришли сюда с определенным образом факультета и определенными ожиданиями от факультета. И нам важно понять, насколько ваши ожидания оправдываются, какие перемены необходимы.

— Правильно ли нам кажется, что за последние годы произошло уменьшение учебных часов на философские дисциплины?

— Я бы не сказала, что происходит какое-то радикальное уменьшение часов. Происходит определенное перераспределение часов, но в целом, сокращения нет.

— Планируется ли введение новых курсов или дисциплин?

— Да, как я уже говорила, мы планируем ещё раз пересмотреть наш учебный план и подумать о необходимости введения новых курсов, которые были бы обращены и к истории философии, и к современной философии: это и философия сознания, и философия языка, современная философия науки, - в большем объеме. Хотя у вас есть эти курсы, но, тем не менее, мне кажется, они требуют на сегодняшний день существенного расширения.

— Какие философские мероприятия наш факультет планирует в ближайший год?

— Пока ближайшее мероприятие, это «Алёшинские чтения», которые в этом году посвящены проблематике зла. Информация об этой конференции есть на сайте факультета. И если у нас набирается достаточное количество заявок, то мы делаем отдельную студенческую-аспирантскую секцию, где можно представить свои исследовательские проекты. Для нас всегда было важно, чтобы «Алёшинские чтения» были не только ежегодным мероприятием для преподавателей факультета, но чтобы в них активно принимали участие аспиранты, магистранты и студенты. Поэтому мы всегда приглашаем студентов и как возможных участников, и как активных слушателей. Если наши студенты пришли на эту конференцию и не просто послушали, но и приняли участие в обсуждении, то, безусловно, это уже совсем другой уровень коммуникации и для нас, и для вас.

— Какие возможности для самореализации есть у студентов на факультете и в каких-то партнерских программах РГГУ с другими организациями и вузами? 

— Начну с исследовательской самореализации. Это, прежде всего, участие в конференциях. Кроме того, на старших курсах есть возможность для публикации. У нас есть журнал «Гуманитарный акцент»; у нас есть «Вестник РГГУ», это конечно уже другой уровень. Но если это действительно очень качественно подготовленный текст, то для редактора не важно написан он студентом или написан он доктором наук. Если речь идет уже о магистратуре, то у нас есть совместная траектория внутри магистерской программы «Историко-философские и социальные исследования» — российско-французская траектория, которая обеспечивается договором с университетом Париж 8. И здесь, в рамках студенческой мобильности, студенты могут на один или два семестра поехать в университет Париж 8 и в дальнейшем получить двойной диплом. И если говорить о восточной специализации, то тоже есть договоры с китайскими вузами, которые тоже предполагают стажировки в Китае. Можно также добавить, что определенные возможности для самореализации предоставляет педпрактика, организационные способности студентам можно и нужно развивать, создавая кружки по интересам, дискуссионные клубы на факультете. Наконец, участие в работе соцсетей и сайта факультета – это самореализация в области медиакоммуникаций и дизайна (нам, например, нужен сейчас студент с дизайнерскими умениями для оформления афиш конференций, соцсетей и email рассылки). И, как мне кажется, наше сегодняшнее интервью тоже можно рассматривать как опыт подобной работы. 

— Будет ли факультет вовлекать в свою жизнь выпускников — многие только делают старт в карьере, а очень многие за десятки лет состоялись и признаны в России и за пределами — какое им есть место на ФФ РГГУ сегодня?

— Если вы посмотрите на состав наших преподавателей, то вы увидите, что среди них есть очень много выпускников факультета. Это и Иван Сергеевич Курилович, и Евгения Александровна Шестова, это Наталья Владимировна Пуминова, Александр Вячеславович Логинов, Аглая Борисовна Старостина, Андрей Анатольевич Веретенников, Людмила Эдуардовна Крыштоп, Олег Петрович Маврин, Анна Александровна Волкова. Так что очень многие выпускники нашего факультета влились в состав преподавательского коллектива. И это будет продолжаться. Кроме того, многие наши выпускники успешно интегрированы в профессиональное сообщество, преподают в ведущих вузах Москвы (ВШЭ, РУДН, РАНХиГС), занимаются исследовательской деятельностью в Институте философии, Институте Востоковедения, Институте Дальнего Востока, мы индивидуально с ними пересекаемся во многих проектах, они участвуют в наших конференциях, публикуются в наших журналах, и мы открыты их предложениям по развитию нашего общего факультета.

— Напоследок мы хотели бы услышать от Вас пожелания или напутствия профессорам факультета, студентам и всему нашему профессиональному сообществу.

— В слове «напутствие» слишком много пафоса. Однако, я бы хотела вернуться к тому, чем может быть философский факультет в современном университете. Когда подходишь к Фрайбургскому университету, на фронтоне видишь надпись: «Познайте истину, она сделает вас свободной». Осталось ли это просто красивой риторической отсылкой к прошлому? Современный философ и богослов Джон Капуто, размышляя о постмодерном отношении к истине, говорит о том, на первый взгляд, постмодерный мир отвергает всякую истину и оставляет нас в режиме мнения. Однако, мы пытаемся занять более скромную позицию: здесь речь скорее идет о сообществе истинных друзей истины, которые не претендуют на то, чтобы быть в истине как пространстве уверенности и догмы, но стремятся к ней, любят ее, отдавая себя ее непредсказуемому и опасному приходу. И если у меня есть какой-то идеальный образ факультета и философского сообщества, то это сообщество друзей истины.


Работали над интервью студенты философского факультета РГГУ:

Александр Игнатущенко, Федор Афонин, Эвелина Якубовская, Алексей Шунков

Фото: Матвей Будяков (пресс-служба РГГУ)