В РГГУ прошла двухдневная конференция, организованная совместно кафедрой источниковедения, факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института и кафедрой современных проблем философии философского факультета в рамках научно-образовательной программы «Платоновский исследовательский научный центр». Конференция прошла в смешанном формате.
Как заявили организаторы, конференция была посвящена «опыту всестороннего осмысления феномена девиаций в культуре». Целью конференции являлась реконструкция концепта мании и представление его культурного контекста от античности до наших дней. К участию в конференции были приглашены и академические, и независимые исследователи.
В пленарном заседании приняли участи исследователи платонизма и античности. Первым выступил Евгений Васильевич Афонасин с докладом «Человек, знающий будущее». Mantis и mantike techne в архаическую и классическую эпохи Греции». Марат Замирович Мусин рассказал о «Мании философии» в диалоге Платона «Федр». Исследователь рассказал о четырех видах божественной исступленности: пророческой – внушаемой Аполлоном; мистериальной – производимой Дионисом; поэтической – происходящей от муз; и эротической – посылаемой Афродитой и Эротом. Анна Сергеевна Афонасина сделала доклад «О пользе Диониса, или почему Платон оставляет его в идеальном государстве?». Пленарное заседание завершилось докладом руководителя НОП «Платоновский исследовательский научный центр» Ирины Александровны Протопоповой «Два образа мании: Сократ и тиран». В докладе говорилось о расщеплении Эрота, мании и желания у Платона на противоположные девиантные полюса, представленные, с одной стороны, философом, с другой — тираном. И.А. Протопопова рассказала о том, что разные типы девиации формируются в зависимости от понимания «желания» и «блага» и фиксации на способах достижения, а также о том, что это связано с отождествлением/разотождествлением с различными образами «себя» и с выходом в «трансцендентное».
На секции «Mania Средневековья, Mania Нового времени» прозвучали доклады о «Поликратике» Иоанна Солсберийского, о политическом августинианстве, о понимании «природы» философа у Марсилио Фичино, о хореомании в XVI в. Вторая секция была посвящена русской классической и постклассической «мании». Здесь звучали имена Льва Толстого, Николая Гоголя, Василия Розанова, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Аарона Штейнберга, Валериана Муравьева. На следующий день конференция открылась секцией, посвященной «мании» в эпоху Серебряного века и «мании» современности.
Также прозвучали доклады в рамках секций «Mania сейчас: маньяк в современной литературе, изобразительном искусстве, театре, кинематографе и др.», «Mania античности, mania Средневековья, mania Нового времени, mania традиционных культур», «Mania либертарианства, mania модерна, mania сейчас».