С 8 февраля наши студенты вернулись к очному формату обучения. Рекомендованные Роспотребнадзором профилактические меры также остаются обязательными для всех университетов страны.
О том, как проходил адаптационный период после продолжительного дистанционного обучения и почему очный формат лучше удаленки, рассказали студенты и преподаватели РГГУ.
Сергей Клягин, заведующий кафедрой теории и практики общественных связей факультета рекламы и связей с общественностью: «Пока мы, наверное, как футболисты после зимнего отпуска»
«Возвращаться в очный формат сложно. Для такого формата нужна хорошая академическая "форма", которую и преподавателям, и студентам еще предстоит набрать. Пока мы, наверное, как футболисты после зимнего отпуска. На новом этапе жизни и работы нам сопутствуют многие факторы неопределенности. В организационном, психологическом и общем социальном аспектах. Пока у всех продолжается процесс привыкания.
Онлайн-обучение и очный формат — это разные объемы и регистры используемых ресурсов (интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных) всеми участниками процесса. Для переключения в новый-старый режим работы потребуется некоторое время. В общем же плане становится понятно, что возвращение в аудитории — это не только праздник новых встреч и живой коммуникации, но и рабочий трудовой процесс.
Во время дистанта проявились многие интересные нюансы образовательной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Например, важность умений работать с техникой, необходимость навыков работы с камерой и микрофоном. Приобретен ценный опыт подготовки презентаций и учебных пособий. Заметим также, что всем нам приходилось думать, как построено и как выглядит ваше индивидуальное рабочее пространство. Думаю, эти и другие подобные компетенции нам всем еще пригодятся. Так что, во время дистанта скучать не приходилось».
Вадим Кракович, доцент кафедры иностранных языков: «Мне не хватало ощущения присутствия»
«Вернуться было сложно только в том смысле, что надо снова распределять время на дорогу до университета. Кроме того, мы сейчас добираемся с Менделеевской.
Переходу обратно на оффлайн я был рад, так как уже надоело пялиться в экран монитора, но к организационным моментам, конечно, пришлось привыкать заново.
За время дистанта отношение к очному формату не изменилось, по крайней мере, у студентов. Мне кажется, народ рад, что можно уже как-то выйти в свет и показать себя. Преподаватели, конечно, ворчат. Я их понимаю, потому что преподавать из дома удобно и безопасно. Транспорт никому не нравится, потому что в метро легко заразиться.
Во время удаленки мне не хватало ощущения присутствия. Отсюда чувство отсутствия контроля, когда ты не в силах понять, слушают ли тебя, понимают ли, интересно ли студентам. Камеры включать особо не получалось, Zoom начинал работать медленно, так что выходило, что я преподаю квадратикам на экране».
Мария Бухтина, студентка 2 курса направления «Публичная политика и социальные науки» исторического факультета ИАИ: «Появилась возможность встретиться с ребятами из РГГУ»
«Было приятно вернуться в университет, потому что я давно не виделась со своими одногруппниками. Было достаточно сложно на первых парах, так как за долгое время дистанта успели отвыкнуть от обстановки университета, стало сложнее концентрироваться.
Когда узнала о завершении дистанта, то сначала немного расстроилась, потому что все время дистанционного обучения я проводила в своем родном городе, в Волжском. Но, с другой стороны, я обрадовалась, поскольку появилась возможность встретиться с ребятами из РГГУ. Кроме того, во время очного обучения ты относишься к занятиям серьезнее.
Если говорить о преподавателях, то кажется, что они полюбили очный формат еще сильнее. Многие говорят о том, что им было тяжело во время дистанта. У кого-то были технические сложности, кто-то долго разбирался с программами для осуществления дистанта.
Кроме того, отсутствие рабочей атмосферы иногда сбивало. Не всегда была возможность находиться одному во время пар, что-то вечно отвлекало. Тяжелее всех, наверное, было преподавателям, которым стало сложнее достучаться до студентов и получить от них какую-то обратную связь».
Юрий Бит-Юнан, доцент кафедры литературной критики факультета журналистики Института Массмедиа: «К хорошему привыкаешь быстро - пусть и после долгого перерыва»
«В первый день после дистанта было несколько непривычно. Я понимал, что сейчас зайду в аудиторию (где не был уже несколько месяцев) - а там ребята. Настоящие, не виртуальные! Я очень из-за этого волновался. А дальше - все, как я себе и представлял: сидят, ждут. И стесняются. Отвыкли от очного обучения. Но занятие прошло отлично. Мы почти сразу освоились. К хорошему привыкаешь быстро - пусть и после долгого перерыва.
Те, кто любит учить и учиться, обычно дистант недолюбливают. Те, кто воспринимает учебу и преподавание как обязанность, зачастую хорошо отзываются о дистанте. Этим же определяется и отношение к классическому, очному образованию. Кто-то на работу приезжает с радостью и успевает сделать больше, чем на дистанте, а кто-то до сих пор вспоминает, как хорошо было работать из дома. Но это самое общее наблюдение. И здесь, конечно, есть множество исключений.
Во время дистанционных занятий не хватало буквально всего. Атмосферы, человеческой энергии, шуток... Школа и университет - это ведь не только обмен научными сведениями. Это образ жизни, это бесценное человеческое общение. Это разговоры ребят в коридоре, их одежда в раздевалке, очереди к лифтам и автоматам с кофе... всего и не перечислишь».
Марина Прохорова, студентка 1 курса магистратуры направления «Международная журналистика» факультета журналистики Института Массмедиа: «Часть людей стала ценить пары в очном формате»
«Есть у кого-нибудь листочек? А ручка? Поделитесь запасной ручкой, пожалуйста» — примерно такие фразы могли звучать во время первого занятия в очном формате, сменив привычные всем просьбы впустить студента в конференцию. Однако все пришли подготовленные. С широкими улыбками и радостными взглядами мы говорили друг другу, как рады всех видеть.
На мой взгляд, после дистанта часть людей стала ценить пары в очном формате. Во-первых, техника может подвести в самый ответственный момент, не дав поучаствовать в дискуссии или дослушать интересного лектора. Во-вторых, важна обратная связь от студентов, а ее порой было трудно получить по ту сторону экрана. Наши преподаватели и студенты могут работать в любых форматах. Здесь дело в предпочтении.
Во время дистанта не хватало чарующей атмосферы, которую нам дарит присутствие в аудитории. Не хватало моментов, когда замечаешь улыбку одногруппника после забавной истории или шутки преподавателя. Не хватало соседа, чтобы шепнуть «важную информацию» во время занятия. Не хватало мурашек по всему телу от фразы «Все убираем, оставляем ручку, пишем проверочную работу». К списку можно добавить самодисциплину. Она тоже решила дистанцироваться».