Сегодня, 10 марта, в России отмечается День архивов. Наш университет неразрывно связан со становлением архивного дела в СССР, а затем и в Российской Федерации. Историко-архивный институт со дня своего основания готовит профессионалов высочайшего уровня в данной области. О судьбе архивистов в России и их неразрывной связи с нашим вузом мы поговорили с Филиппом Тараторкиным, кандидатом исторических наук, деканом факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института РГГУ, директором Научно-образовательного центра «Гуманитарный архив РГГУ», почётным архивистом.
— Расскажите об истории создания архивной школы ИАИ? Какой был социальный и государственный запрос на обучение архивистов в советские времена и каким он стал сейчас?
История Историко-архивного института исключительно интересна и даже, я бы сказал, остросюжетна. В прошлом году Институту исполнилось 90 лет. Он создавался как центр подготовки кадров для архивной отрасли, но очень быстро превратился в серьёзный центр не только архивного, но и исторического образования.
В МГИАИ преподавали историки старой, дореволюционной школы – ученики В.О. Ключевского и А.С. Лаппо-Данилевского. Их имена драгоценны для нас: Павел Петрович Смирнов, в октябре 1941 года спасший институт от расформирования и ставший на некоторое время его директором; Юрий Владимирович Готье, Александр Игнатьевич Андреев, Николай Владимирович Устюгов. Многие из их учеников продолжали работать в институте, обеспечивая преемственность научной и научно-педагогической школы Историко-архивного института. Легенда МГИАИ – Сигурд Оттович Шмидт, больше шестидесяти лет бессменно читавший лекции поступившим в институт первокурсникам, полвека руководивший научным студенческим кружком источниковедения.
Социальный престиж профессии архивиста в советский период был весьма значителен. Как и понимание стратегической государственной важности архивных кадров. Интересный факт: МГИАИ несколько десятилетий входил в систему ОГПУ-НКВД-МГБ, что свидетельствует о пристальном внимании власти к архивам. Эта ситуация имела свои плюсы и свои очевидные минусы. Неслучайно открытие архивов, рассекречивание многих архивных фондов в начале 1990-х годов получило название «архивная революция».
В современной России архивисты уважаемы и востребованы, они участвуют во многих научных проектах и программах, связанных, в частности, с публикацией больших комплексов архивных документов по истории ХХ века, других периодов. У профессии архивиста есть одна замечательная особенность, о которой любил говорить С.О. Шмидт: архивист – самая футурологическая профессия. В том смысле, что от того, какие документы отберёт архивист для вечного хранения, во многом зависит, какой образ прошлого, в том числе нашего нынешнего времени, сложится в сознании и памяти наших потомков, будущих поколений. Так что архивисты – это не только стражи исторической памяти, но и «хранители будущего».
— Государственные архивы, электронные архивы, аудиовизуальные архивы — в РГГУ так много профилей по архивоведению. Получается, архивисты востребованы сейчас во всех сферах жизни?
— Конечно. Особенно в условиях цифровизации, когда развивается электронный документооборот, виртуальные хранилища документов. Активно ведётся оцифровка архивов, создание электронных образов документов, что способствует и лучшей сохранности подлинников. Современные архивисты работают в архивах организаций, в бизнес-архивах, работают с документами на самых разных носителях: видео, фото, звукозаписи. Эта работа велась и раньше: государственные архивы кинофотодокументов и фонодокументов были созданы много десятилетий назад. Но сейчас удельный вес и значение технотронных, как мы их называем, архивов и документов постоянно возрастает.
— Как учатся студенты и главное — где проходят практику? С какими государственными архивами сотрудничает РГГУ?
Наши студенты проходят практику в федеральных, муниципальных, ведомственных архивах, во Всероссийском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), с которыми РГГУ тесно связан ещё и потому, что во всех этих архивах, в том числе на должностях директоров, работают выпускники Историко-архивного института разных поколений. Руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов, ректор РГГУ А.Б. Безбородов, руководители многих федеральных архивов – наши выпускники, и это очень помогает профессиональному сотрудничеству, создаёт атмосферу архивного братства.
— Куда устраиваются на работу выпускники-архивоведы?
На сайте РГГУ есть целый раздел, посвящённый состоявшимся в профессии и известным в самых разных сферах деятельности выпускникам Историко-архивного института. Это выдающиеся историки, архивисты, руководители архивов, государственных учреждений и ведомств, эксперты, аналитики, исследователи. Библиография научных трудов выпускников института насчитывают многие и многие сотни книг, статей, документальных публикаций. Наши нынешние выпускники работают не только в архивной отрасли или документоведении, но и в средствах массовой информации, в научных институтах, в органах государственной власти и управления, в общественных организациях, участвуют в крупных просветительских проектах («Россия-Моя история», Диктант Победы и др.)
— Из каких фондов формировался Гуманитарный архив РГГУ? Кто может работать с этими фондами, какой их общий объем?
Гуманитарный архив РГГУ — это научный архив нашего Университета. Он был создан в 2011 году по инициативе Ефима Иосифовича Пивовара — в то время ректора, а ныне президента РГГУ. Идея и миссия Гуманитарного архива — находить, хранить, исследовать и публиковать документы, раскрывающие историю научных и научно-педагогических школ РГГУ. В Гуманитарном архиве — 28 архивных фондов, насчитывающих тысячи единиц хранения. Каждый из фондов, при несходстве количества единиц хранения (от нескольких десятков до нескольких сот), представляет собой настоящую научную и педагогическую лабораторию учёного. Среди наиболее распространённых видов документов в этих фондах — рукописи монографий, статей, учебников и учебных пособий (нередко в разных редакциях и вариантах, отражающих историю замысла и историю текста), конспекты лекций и прочитанной научной литературы, планы семинарских занятий, архивные выписки, материалы к выступлениям на научных конференциях и заседаниях кафедр, дневники, записные книжки, письма.
— Расскажите об уникальных документах, хранящимся в гуманитарном архиве РГГУ.
Так получилось, что старейший документ в Гуманитарном архиве РГГУ относится к царствованию Екатерины II, есть документы эпохи Павла I, документы XIX века. Когда-то эти документы передавались в МГИАИ для использования во время практических занятий студентов по архивоведению. Но время шло, документы ветшали, и когда был создан Гуманитарный архив, было решено вывести эти документы из учебной работы и передать на хранение нам. Однако и сейчас наши студенты имеют возможность знакомиться с этими документами, когда приходят к нам в архив на практику или на экскурсию.
Поучительным и интересным архивным казусом является состав и содержание личного фонда писателя-фельетониста Александра Александровича Лациса, выпускника МГИАИ 1937 года. Он был пасынком чекиста М.И. Лациса (1888-1938), в своём архиве сохранил большое количество документов отчима (удостоверения, подписанные Ф.Э. Дзержинским, мандаты, приглашения, деловые записки, в том числе на имя В.И. Ленина, и т.д.) Среди его документов – студенческий билет и зачётная книжка МГИАИ, конспекты лекций, фотографии его студенческой поры. В послевоенные годы А.А. Лацис был литературным секретарём Константина Симонова, в его архиве есть документы, связанные с организационными аспектами творческой деятельности Константина Симонова (записей поручений Симонова Лацису, списки телефонных звонков с обозначением их содержания, списки посетителей, даже приходившие на имя Симонова анонимки). Более того, А.А. Лацис был также пушкинистом-любителем. Он утверждал, что подлинным автором «Конька-Горбунка» является не П.П. Ершов, а А.С. Пушкин. Свою статью с обоснованием данной гипотезы А.А. Лацис озаглавил в фельетонном стиле: «Верните лошадь!». Много десятилетий А.А. Лацис играл в шахматы по переписке. В его фонде сохранились сотни писем с очередными ходами шахматных партий, полученных им из Чехословакии, Югославии, Болгарии, ФРГ, Японии, из разных советских союзных республик. Статьи А.А. Лациса на шахматные темы публиковались в журналах «Шахматы в СССР», журнале «Шахматы», издававшемся в Риге. Писатель Александр Лацис оказался самым настоящим «архивным Плюшкиным», всё хранившим и систематизировавшим в лучших традициях родного для него МГИАИ.
— Работа с какими документами запомнилась вам больше всего?
Любая встреча с архивным документом уникальна. Архивисты и после многих лет работы в архиве не утрачивают душевного трепета при соприкосновении с документами, которые отражают жизненный мир людей прошлого, многое объясняют в социально-политической реальности, общественных процессах и явлениях былых эпох. Для меня как историка, занимающегося историей исторической науки, всегда особенно интересно работать с личными архивами историков. Когда видишь, как вызревает научная идея, формируется исследовательская гипотеза, уточняется система аргументации. Узнаёшь, каков был круг общения историков, как развивались их взаимоотношения с их учителями, коллегами, учениками.
Если говорить о совсем личных впечатлениях, то моим архивным «дебютом» было описание и передача на государственное хранение в Научную библиотеку Томского государственного университета творческого архива моего деда – писателя Георгия Мокеевича Маркова (1911-1991), много лет возглавлявшего Союз писателей СССР. В его документах — целая панорама исторического времени, каких только корреспондентов нет среди тех, с кем он переписывался! Ключевые деятели эпохи, выдающиеся писатели, учёные, политики.
— Являются ли архивы в современном мире объектом государственной исторической политики?
В своё время один из организаторов советской исторической науки академик М.Н. Покровский говорил, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. И написал книгу «Историческая наука и борьба классов». Сейчас, конечно, мы ушли от такого прямолинейного понимания взаимосвязи истории и политики. Но неизменной остаётся важнейшая миссия исторической науки и архивов – сохранять и распространять достоверную информацию о прошлом, основанную на подлинных исторических документах. В этом смысле архивы играют очень существенную роль в сохранении национальной исторической памяти, исторического самосознания наших современников.
Сотрудник Историко-архивного института РГГУ Анна Карандеева рассказала Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о самых необычных фактах из истории архивного дела, о том, как хранили документы в Древней Руси, и где находится самый старый документ.