РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности
05.03.2021

Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности

 25 – 26 февраля 2021 года Институт Психологии им. Л.С. Выготского провел ежегодную Международную научно-практическую конференцию, в рамках которой прошел фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность».


В этом году конференция была посвящена обсуждению психологических подходов и практик, позволяющих сохранять жизненные силы и жизнестойкость, находить ресурсы  для борьбы с бессилием перед происходящим в условиях эпохи пандемии и сопровождающих ее социально-психологических процессах. Главной задачей участников конференции был поиск ответов на вопросы: как адаптироваться человеку в мире перед лицом биосоциальных бедствий, найти силы для сохранения устойчивости, преодолеть собственное бессилие.

Прошло обсуждение научных подходов и погружение в психологические практики, затрагивающие следующие аспекты новой реальности — эпохи пандемии:

  • системные и личностные факторы, механизмы, риски, последствия нарушения психологической устойчивости;
  • информационные системы/информационный вирус и психологическая устойчивость: критичность, осмысленность, избирательность информации;
  • психологическая устойчивость в принятии решений: перемены в жизни, риски социальные/медицинские и отношение к ним;
  • ситуации потери достоинства/травли (инаковость, антивирусная ксенофобия, отвержение, насилие и т.п.): сохранение психологической устойчивости и жизнестойкости;
  • образовательные и семейные системы: психологическая устойчивость во взаимодействии с детьми и школой (возрастные и жизненные кризисы детей и подростков, дистантное обучение);
  • психологическая устойчивость в ситуациях изменения структуры организационной системы (кадровые обновления в организации; увольнения; потеря бизнеса и др.) и семейной системы (утрата близких и др.).

Формат фестиваля-конференции включил в себя пленарные доклады, круглый стол и более двадцати разнообразных мастер-классов, представленных практикующими специалистами, исследователями различных школ практической психологии, работающих в системно-феноменологическом подходе, песочной терапии, арт-терапии, графологической психодиагностики, драматической импровизации, экзистенциальной психологии и коучинга.

С программой можно ознакомиться по ссылке.

Среди стран, участвующих в конференции, были представлены — Россия, Германия, Португалия, Китай, Украина, Эстония. Основной состав участников из Москвы и Московской области, кроме того были участники из Рязани и Петрозаводска.

В ходе работы конференции приняли участие представители 15 Российских вузов, в том числе ведущих вузов Москвы, занимающихся профессиональной подготовкой психологов, среди которых РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ, МГОУ, РАНХиГС, а так же ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Пленарное заседание


Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открылось обсуждением острых вопросов по теме «Психология человека эпохи пандемии». Исследователи обсудили психологический смысл, который несут возникающие изменения для развития человека в эпоху пандемии и возможные их последствия; а также — как изменится психологическая реальность человека в это время.

Психологическая реальность человека в эпоху пандемии была рассмотрена с различных точек зрения:

  • Культурно-исторический подход представил Каширский Дмитрий Валерьевич, доктор психологических наук, профессор Российского государственного социального университета (РГСУ). Он показал связь между социальной ситуаций развития человека и новообразованиями, которые неизбежно проявляются в результате переживания кризиса.
  • Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования РГГУ, предложила системно-феноменологический взгляд на ситуацию, захватывающую все сферы онтологического бытия человека с кажущейся ограниченностью и развертывающейся внутренней реальностью.
  • Бахадова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, представила девиантологический взгляд на ситуацию. Она обратила внимание на важность одних ценностей, снижение рейтинга других ценностей, а также — на потерю точки опоры и изменение копинг-стратегий в новой ситуации.
  • Патяева Екатерина Юрьевна, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, выделила четыре подхода к сохранению своего «Я», удерживанию внутреннего фокуса в условиях разбалансировки социально-психологических процессов.
  • Масалков Игорь Константинович, кандидат философских наук, член международной ассоциации клинических социологов, рассказал о международном опыте отношения к пандемии, о социокультурных различиях переживания самоизоляции и карантинных мерах в разных странах.
  • Петрушихина Елена Борисовна, кандидат психологических наук, декан факультета психологии образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, отметила важность образовательного контекста в развитии личности в условиях пандемии и самоизоляции.

Круглый стол «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности»


Большой интерес участников конференции вызвала работа круглого стола, который провела Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук. 

На круглом столе «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности» обсуждались вопросы устойчивости и изменчивости, границы и диффузность; а также возможности и ограничения разных терапевтических практик в формировании жизнестойкости человека. 

Участниками круглого стола стали преподаватели кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского — доктор психологических наук Мишина Марина Михайловна и кандидат психологических наук Резванцева Марина Олеговна. Они обратили внимание на особенности образовательного контекста в условиях пандемии, на устойчивость и диффузность, потерю мотивационно-смысловой связи в онлайн-обучении, а также дифференциацию и динамику позиций участников дистанционного обучения.

Представители медицинского взгляда на ситуацию в эпоху пандемии Ступак Валерий Семенович, доктор медицинских наук и Соколовская Татьяна Антоновна, кандидат медицинских наук, ФГУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России высказались о важнейшем факторе консолидации системы медицинской помощи населению и осознанности поведения каждого человека, отсутствия паники и важности овладения инструментами совладания со стрессом, как инструментом самопомощи в условиях неопределенности. Главной идеей круглого стола к концу дискуссии стала мысль о том, что это время для нас —  урок «искусства собирания сил жизни».

Специальным приглашенным гостем конференции, участником телемоста, был Хейко Клеве, профессор, доктор философии, системный консультант (DGSF), супервизор, системный супервизор, медиатор, заведующий кафедрой организации и развития семейного бизнеса, Института семейного бизнеса, Департамента менеджмента и предпринимательства, Факультета экономики и общества (Университет, г. Виттен, Германия).   

Хейко Клеве поделился своим взглядом на изменения человека  в условиях пандемии. Одними из самых обсуждаемых стали вопросы: «Есть ли системные причины в изменении устойчивости человека в условиях пандемии?» и «Есть ли системные динамики, которые приводят в движение систему?». 

Участники телемоста пришли к выводу, что после пандемии мы будем уважительнее относиться к своим потребностям, потребностям «другого» и совладаем со своими ожиданиями через уважение друг к другу.

На мастер-классах затронули темы:

  • социальных систем и психологической устойчивости в методе системных расстановок (Кригер Е.Э., Ленсмен А.,  Самар Е.И., Стародубцева Е.А., Троицкая О.); 
  • преодоления стресса и катастрофизации мышления и обретения опор в неопределенности в методе психодрамы (Патяева Е.Ю., Симакова Т.А., Гордеенко Д.В, Валуев О.С.); 

С помощью арт-терапевтических музыкальных подходов были рассмотрены семейные отношения, отношение к тревоге и стрессу в экзистенциальной арт-терапевтической технике, творческое самовыражение с помощью рисования мультфильмов (Терюшкова Ю.Ю., Бахадова Е.В., Багрызлова Д.В.).

Представители юнгианской и иных направлений песочной терапии показали техники  поиска ресурса и восстановления наполненности и движения жизни (Ахромеева И.С., Клименко Е.Л., Чекурина В.С., Эс И.В.).

Были представленные коммуникативные тренинги поддержки беременных и родительской компетентности (Армашевская О.В., Брызгалова О.Е., Ищенко Д.А., Ракус Н.В.), а также работа с графологической диагностикой (Барабанов Р.Е.).

Последний музыкальный мастер-класс, проведенный мастером джазовой музыкальной импровизации Михаилом Чиринашвили, стал апофеозом выражения рефлексии. Все мастер-классы прошли на высоком профессиональном уровне. 


Авторы:

Над материалом работали Евгения Кригер и Елена Бахадова