РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Подведены итоги реализации научных проектов РГГУ
30.12.2020

Подведены итоги реализации научных проектов РГГУ

21 декабря на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялось обсуждение отчетов по итогам реализации научных проектов – победителей конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2020 г.


Конкурсы, объявленные по инициативе руководства и ученого совета РГГУ, были проведены Управлением по научной работе РГГУ с целью отбора лучших заявок на реализацию научных проектов, имеющих существенное значение для развития отрасли науки или прикладное значение (с возможностью внедрения социально значимых разработок), поддержки ведущих научно-педагогических школ РГГУ и молодых исследователей.

Прием заявок на конкурсы проводился в университете в ноябре 2019 г. — январе 2020 г., реализация проектов – с февраля по декабрь 2020 г. Общее финансирование конкурсов из бюджета РГГУ составило 2,9 млн. руб. Победителями стали девять научных коллективов РГГУ, руководители которых представили результаты их реализации.

Первый проректор — проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко на заседании Научно-экспертного совета подчеркнула, что научная результативность проектов имеет важное значение для университета. Все проекты, поддержанные по итогам конкурса, успешно завершены, несмотря на неблагополучную эпидемиологическую ситуацию из-за вспышки коронавирусной инфекции.

Среди основных итогов конкурсов – публикация одной монографии, 95 статей (в т.ч. 8 в периодических изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus); проведение двух международных конференций и тринадцати студенческих научных мероприятий по теме проектов. В рамках проектов подготовлены две докторские и одна кандидатская диссертации; 10 выпускных квалификационных работ студентов.

Учитывая успешный опыт проведения конкурсов, в декабре 2020 г. был объявлен прием заявок на конкурсы «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ». Заявки принимаются до 17 января 2021 г.

Далее представлены основные научные результаты, полученные в ходе реализации проектов – победителей конкурса, и презентации, подготовленные на основе отчетов.

ПНК «Разработка Методики оценки конкурентоспособности товаров отраслей промышленности по отношению к зарубежным товарам-аналогам на внутреннем и внешнем рынках»

Участники:

  • Абаев А.Л., д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, декан факультета Рекламы и связи с общественностью ИЭУП РГГУ.
  • Голова А.Г., канд. соц. наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.
  • Гуриева М.Т., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.
  • Иванюшин Д.В., преподаватель кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Проанализировано современное состояние изучения проблем развития конкуренции, конкурентоспособности и внешнеэкономической деятельности, поддержки средних и малых предприятий (СМП), а также защиты «системообразующих организаций российской экономики» от действия конкурентных сил.
  •  Раскрыт генезис формирования системы контроля государством над развитием конкурентоспособности национального производителя с учетом международного и российского опыта; выявлены проблемы современных «институтов развития» и институтов внешнеэкономической деятельности, влияющие на конкурентоспособность отечественных продуктов и производителей на внешних и внутренних рынках, в условиях акселерации экспорта продукции СМП.
  •  Проведена систематизация нормативно-правовой документации, легитимизующей полномочии и ответственность всех государственных структур, вовлеченных в внешнеэкономическую деятельность или связанных с «институтами развития» (Минэкономразвития, Минторговли, Группы ВЭБ, АО РЭЦ, ТПП); изучены документы «национальных проектов», разработанные в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и их дорожные карты для определения факторов внутренней политики, влияющих на конкуренцию и конкурентоспособность.
  •  Определены индикаторы конкурентоспособности объекта на микро- уровне (продукта) и макроуровне уровне (отрасли) на внутреннем и внешнем рынках, связанные с ценообразованием, рисками поставки и рыночными условиями; обоснованы принципы формирования методики оценки конкурентоспособности промышленного продукта, с выбранными трёхуровневыми границами зон, действующих коэффициентов, вес которых будет определятся товарной категорией.
  •  Разработан специальный сайт на платформе BITRIX РГГУ на котором происходит накопление материалов по следующим направлениям: нормативно-правовые акты; госструктуры, влияющие на конкурентную среду и конкурентоспособность отечественного производителя; материалы, связанные с темой работы, публикации проектного коллектива, зарубежные источники с важной аналитической и статистической информацией.
  •  Проведено: несколько on-line лекций, Международная научная конференция: XX Чаяновские чтения «Экономика России: новые реалии и стратегии развития».
  •  Выполнено 6 научных публикаций, подготовлена к печати одна монография, сделано 5 докладов на научных конференциях, подготовлено 2 диссертации на соискание ученой степени.
  •  Сайт «Методика оценки конкурентоспособности товаров отраслей промышленности».
  •  Презентация. (Скачать)

ПНК «Концептуальный замысел музея РГГУ: предпроектное исследование»

rsuh-museum.tilda.ws

Участники:

  • Сундиева А.А., профессор кафедры музеологии, канд. ист. наук, доцент (руководитель).
  • Баканова И.В. канд. филол. наук, профессор, директор Музейного центра РГГУ.
  • Полякова М.А., канд. ист. наук, профессор кафедры музеологии.
  • Поляков С.А., соискатель аспирантуры РГГУ.
  • Стефко М.С. канд. ист. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой музеологии.
  • Фомичева О.А. канд. ист. наук, хранитель музейных фондов.
  • Черкаева О.Е. канд. культурологии, доцент кафедры музеологии.
  • Черненко В.В. канд. геолого-минерал. наук, доцент кафедры музеологии, заведующий Научно-экспозиционным отделом Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН.
  • Специалисты, привлеченные к разработке художественного решения:
    • Бугаев М.А., генеральный директор «Нео ЭКСПО-Арт», магистр музеологии.
    • Решетова А.Г., художник проекта, «Нео ЭКСПО-Арт».
    • Нижегородцева М.В., дизайнер, «Нео ЭКСПО-Арт».

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  В результате исследования определена оптимальная форма существования музея РГГУ, отвечающая ожиданиям преподавателей и учащихся университета и соответствующая современному уровню корпоративных музеев.
  •  Сформулирована миссия музея: формирование чувства сопричастности к деятельности российского гуманитарного сообщества, создание коммуникационной площадки и креативной среды для научной и творческой молодёжи университета.
  •   Сформулирован концептуальный замысел университетского музея нового типа, опирающийся как на опыт работы классических университетских музеев, так и практики корпоративных музеев, а также современное понимание возможностей музея как участника формирования образовательной среды и локального сообщества.
  •  Выявлены информационные ресурсы внутри университета и информационные базы музейных организаций, возможные каналы комплектования, которые характеризуются как стабильные (подарки, награды, предметы, передаваемые преподавателями и выпускниками). Перспективно формирование базы воспоминаний – бывших и нынешних студентов и сотрудников РГГУ.
  •  Цель музея – выполнение внутриуниверситетских (формирование корпоративной идентичности, образование) и внешних (представительские, просветительские) задач.
  •  Задачи музея:
    • выявить и обозначить роль РГГУ в современном гуманитарном знании;
    • повысить престиж университета, демонстрируя его традиции и конкурентоспособность;
    • актуализировать мемориальные объекты комплекса зданий РГГУ;
    • предоставить пространство для церемонии включения в университетское сообщество;
    • стать связующим звеном между академическим миром и обществом, представляя и культивируя университетские ценности;
    • преодолеть типовую тиражируемую форму университетских музеев, инициируя новые формы деятельности и культурные практики, в т.ч. общественную публичную деятельность;
    • позиционировать университет на международном уровне через активизацию сотрудничества с Международным комитетом университетских музеев и коллекций при Международном совете музеев (ИКОМ).
  •  Разработана структура будущего музея и его экспозиции, которую предполагается разместить на трех этажах Главного корпуса РГГУ.
  •  Выполнено две научные публикации; принимали участие в Московском международном салоне образования 2020, на Международном фестивале «Интермузей-2020», в V Культурном форуме регионов России.
  •  Сайт проекта «Концептуальный замысел музея РГГУ: предпроектное исследование».
  •  Презентация. (Скачать)

ПНК «Посредничество между реальным и потусторонним миром в религиозных практиках иранцев-шиитов»

Участники:

  • Филин Н.А., д-р ист. наук, доцент, заведующий кафедрой современного Востока ФИПП ИАИ (руководитель).
  • Башарин П.В., канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
  • Бурова А.Н., канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
  • Раванди-Фадаи Л.М., канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
  • Кокликов В.О., старший преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
  • Ходунов А.С., преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Установлено важнейшее значение посредничества между реальным и потусторонним миром не только в религиозных практиках иранцев-шиитов, но и других течениях ислама. Были исследованы такие формы посредничества, как обращение к джинам, мистическим таблицам и предметам, а также апеллирование к шахидам. Установлена связь между современными практиками шиитов и суфийской традицией.
  •  Выявлены специфические черты современного культа имама Хомейни, заключающиеся в его святости, а также особой организацией места его упокоения.
  •  Определены попытки переноса образа имама Хомейни на нынешнего Лидера Исламской Республики Иран Али Хаменеи. Это выразилось в наделении его титулом «имам», что, однако, не нашло массовой поддержки.
  •  Уточнены полномочия и функции шиитских религиозных наставников, включая вопрос о женском религиозном наставничестве, институт которых претерпел некоторые изменения после Исламской революции в Иране 1979 г.
  •  В научный оборот было введено множество визуальных источников: религиозно-политических плакатов и фотографий святых мест, речей и трудов религиозно-политических деятелей современного Ирана, а также материалы иранских информационных агентств.
  •  Выполнено 6 научных публикаций, в т.ч. 2 в периодических изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus; подготовлена к печати одна монография, сделано 10 докладов на научных конференциях; подготовлена одна диссертация на соискание ученой степени.
  •  В рамках проекта были проведены в смешанном режиме с использованием платформы zoom две международные конференции: Международный круглый стол «Посредничество между реальным и потусторонним миром в культурах Востока» и Международная конференция «Реальное и потустороннее в исламе традиции, идеи и практики».
  •  Сайт проекта «Посредничество между реальным и потусторонним миром в религиозных практиках иранцев-шиитов».
  •  Презентация. (Скачать)

СПНК «Понятие «воображаемый мир героя» и проблемы визуального в литературе»

Участники:

  • Малкина В.Я., канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики (руководитель).
  • Белякова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
  • Бесова А.В., студентка института филологии по направлению 45.03.01 Филология, профилю Зарубежная филология (компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации).
  • Булатова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
  • Исаева М.В., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
  • Казаринова П.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
  • Леонова Е.Ю., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
  • Масалов А.Е., аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
  • Монхбат И., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
  • Самаркина М.Д., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •   Была достигнута первоочередная цель проекта – разработать методологический аппарат, необходимый для углубленного анализа категорий художественного мира и визуального в литературе, применяя междисциплинарный подход, объединяющий философско-эстетические, искусствоведческие, филологические и иные гуманитарные методологии.
  •  Центральное место в исследование занимала категория «воображаемый мир героя», разработанная в рамках научной школы теоретической и исторической поэтики. Установка на анализ данного явления в литературе и визуальной культуре позволила выявить его типологические особенности, а также разграничить миры воображаемые и фантастические в художественном произведении. Исследовательский потенциал категории «воображаемый мир героя» заключается в том, что она выступила в роли способа расширения смежных научных категорий (граница, субъект, хронотоп), важных для дисциплин современного гуманитарного профиля: философии, искусствознания, культурной антропологии.
  •  Материалом исследования послужили произведения словесной, визуальной, аудиальной и синкретической культур: эпические, лирические или драматические тексты; картины, инсталляции или фотографии; песни, постановки, фильмы и даже комиксы или компьютерные игры. Отсутствие ограничений на материал и междисциплинарный подход также помогли привлечь внимание молодых специалистов, что стало свидетельством расширения научного и образовательного потенциала исследуемого понятия.
  •  Как студенческий проект данное исследование послужило и дополнительным творческим стимулом развития молодой науки как свободной циркуляции знаний в современном образовательном пространстве. Мотивация студентов на обмен мнениями, методами и результатами исследований позволила выстроить комфортную среду для межвузовского и междисциплинарного взаимодействия, а посредством самоорганизации были сформированы умения осуществлять организаторскую и научно-исследовательскую деятельность по заявленной теме.
  •  Опубликовано 44 статьи, в т.ч. 33 статьи аспирантов и студентов; состоялось 30 выступлений с докладами на научных конференциях, школах-семинарах, выставках.
  •  Проведено 4 студенческих научных мероприятий по теме проекта: XI межвузовская студенческая научная конференция «Воображаемый мир героя в литературе и культуре: поэтика и рецепция», круглый стол «Визуальное во всём-2», секция «Визуальное в литературе» на «Белых чтениях-2020» аспирантско-магистранский круглый стол «Семиотика. Символ. Событие», презентация сборников, изданных спецсеминаров «Визуальное в литературе» в прошлые годы. Две участницы проекта защитили выпускные квалификационные работы бакалавра на «отлично» и поступили в магистратуру РГГУ на направление «Теория литературы и литературное образование». Аспирантка Леонова Е.Ю. защитила аспирантский доклад по теме «Поэтика гротеска и абсурда в детской литературе (на материале произведений российских авторов XX–XXI вв.)».
  •  Ресурсы:
  •  Презентация. (Скачать)

СПНК «Историческая наука в схоларном измерении»

Участники:

  • Алипов П.А., канд. ист. наук, доцент кафедры истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ (руководитель).
  • Медведев К.А., аспирант кафедры истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ.
  • Корнеев И.Е., аспирант кафедры истории России новейшего времени исторического факультета ИАИ.
  • Морозов Д.В., магистрант исторического факультета ИАИ (направленность «Историческая экспертиза: современные подходы и методы»).
  • Лебедев М.С., магистрант исторического факультета ИАИ (направленность «Историческая экспертиза: современные подходы и методы»).
  • Корнев А.А., студент бакалавриата исторического факультета ИАИ (направление подготовки «История»).

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Была достигнута основная цель проекта – проведение анализа современного состояния российской исторической науки с точки зрения складывания, функционирования и развития самостоятельных научных школ, определяющих инновационный характер достижений отечественных ученых-историков, а также их преемственность с передовыми разработками дореволюционных и советских коллег с учетом новейших изменений в мировом историографическом контексте.
  •  Достижение вышеуказанной цели стало возможным благодаря строгому и неукоснительному соблюдению ряда принципов. Первый из них заключался в активизации публикационной активности не только самих участников проекта, но и многочисленных студентов исторического факультета ИАИ, вовлеченных в его орбиту. Второй принцип был тесно связан с первым: для продвижения указанных исследований в качестве цельного проекта была существенно усилена диалоговая составляющая научной деятельности по рассматриваемому направлению. Это, в свою очередь, подразумевало проведение как минимум нескольких научных форумов, конференций, круглых столов, где молодые участники смогли бы обменяться накопленным исследовательским опытом не только друг с другом, но и наладить коммуникации с коллегами из других российских вузов.
  •  Выполнено 9 научных публикаций; сделано 11 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
  •  Проведено 3 научных студенческих мероприятия. Благодаря проекту состоялось два заседания межвузовского научного круглого стола аспирантов и магистрантов «Актуальные проблемы исторической экспертизы современных социокультурных процессов», ежегодно проводимого кафедрой истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ.
  •  Ресурсы:
  •  Презентация. (Скачать)

СПНК «Архивисты – участники Великой Отечественной войны»

Участники:

  • Антонова О.Е., канд. ист. наук, доцент кафедры архивоведения ФАД ИАИ РГГУ (руководитель).
  • Дзюбенко М.В., аспирант РГГУ;
  • Гаристова А.О., аспирант РГГУ;
  • Карандеева А.А., магистрант РГГУ.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Исследовательская работа была приурочена к 75-летию победы в Великой Отечественной войне и 90-летию создания Историко-архивного института.
  •  В результате данного проекта был проанализирован информационный потенциал опубликованных и неопубликованных источников по истории Великой Отечественной войны. Проведено комплексное историко-архивоведческое исследование документов по выявлению участников Великой Отечественной войны – сотрудников архивной отрасли (1941-1945 гг.), сосредоточенных в архивохранилищах (в Центральном архиве Министерства обороны, Центральном государственном архиве Московской области; коллекции документов личных архивов, приобретение документов на аукционе). Проанализированы различные группы выявленных исторических источников (переписка, мемуары, воспоминания, управленческая документация, документы по личному составу).
  •  Собраны сведения и составлены библиографические списки архивистов – участников Великой Отечественной войны.
  •  Практическая значимость проведенной работы определяется введением в научный оборот ранее не известного или малоизученного комплекса источников о судьбе архивистов-участников Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Материалы исследования и его выводы могут быть также использованы при подготовке трудов в области истории архивов России, архивов личного происхождения, для разработки учебных курсов, учебно-методических пособий и программ лекционных курсов и спецсеминаров для историков, архивистов и др. конференциях.
  •  Информация о проекте размещена на сайте «Победа 1945»
  •  Презентация. (Скачать)

СПНК «Религиозная антропология конца XIX – начала XX века: идея нового человека в свете истории науки»

Участники:

  • Раздъяконов В.С., канд. ист. наук, доцент Учебно-научного Центра изучения религий (руководитель).
  • Базлев М.М., аспирант 3 года обучения.
  • Маклакова А.А., студентка 2 курса магистратуры.
  • Пермякова М.А., студентка 4 курса.
  • Пяткова В.А., студентка 3 курса.
  • Сачкова Н.М., студентка 3 курса.
  • Спирин Т.В., студент 2 курса магистратуры.
  • Шевчук А.И., студент 4 курса.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Предложено целостное описание новой религиозной антропологии как специфического культурного феномена второй половины XIX столетия и продемонстрирована ее связь с историей развития научного знания; дана реконструкция антропологических представлений учений и концепций новой религиозной антропологии второй половины XIX – начала XX столетий (спиритуализм, теософия, французский оккультизм, телепатия, йоги).
  •  Выполнено 13 научных публикаций, в т.ч. 10 публикаций студентов и аспирантов; сделано 13 докладов на научных конференциях; подготовлено 4 выпускных квалификационных работ.
  •  Подготовлен специальный номер журнала «StudiaReligiosaRossica: научный журнал о религии» (№ 4, 2020), в котором были представлены основные результаты работы проекта.
  •  Ресурсы:
  •  Презентация. (Скачать)

СПНК «Создание сюжетно-мотивного указателя фольклорных рассказов о сновидениях (на восточнославянском материале XX-XXI вв.)»

Участники:

  • Лазарева А.А., канд. филол. наук, ст. преп. Учебно-научного центра социальной антропологии (руководитель).
  • Краснова Е.А., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
  • Ковалевская С.С., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
  • Кишкина В.А., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
  • Мещерякова О.В., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
  • Зверкова Е.А., студентка УНЦСА РГГУ, 1 курс магистратуры.
  • Якунина Д.В., студентка УНЦСА РГГУ, 1 курс магистратуры.
  • Иванова А.И., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Разработан указатель мотивов пророческих сновидений, позволяющий систематизировать рассказы о сбывшихся снах, записанные в восточнославянских регионах за последнее столетие; введены в научный оборот фольклорные тексты (рассказы о пророческих снах), которые были записаны участниками проекта (очные и дистанционные интервью, онлайн-анкеты).
  •   Разработана методика описания рассказов о пророческих сновидениях, учитывающая структуру текста и логику интерпретации описываемого рассказчиком сна;
  •   Разработаны критерии вычленения отдельных мотивов из рассказов о пророческих сновидениях; сопоставлены мотивы рассказов о пророческих снах с «typicaldreams», описываемыми психологами; определены критерии фольклорности выявляемых в нарративах о пророческих снах мотивов; разработаны способы классификации мотивов пророческих сновидений.
  •  Выполнено 11 научных публикаций, в т.ч. 4 публикации студентов и аспирантов; опубликована одна монография; сделано 14 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
  •  Ресурсы:
  •  Презентация (Скачать)

СПНК «Создание виртуального тура по Институту информационных наук и технологий безопасности РГГУ (технология, виртуальная панорама, алгоритмы создания, защита информации)»

Участники:

  • Шевцова Г.А., канд. ист. наук, доцент, заведующая кафедрой информационной, заместитель декана по научной работе ФИСБ ИИНТБ (руководитель);
  • Бовтало Д.Д., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации»;
  • Киселев Д.С., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации»;
  • Козлов Н.С., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации».

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

  •  Проведен анализ источников, оборудования и описана технология разработки виртуального тура. Изучены программы и описания к ним, необходимые для создания конечного продукта. Для окончательного использования в рамках процесса реализации проектной работы были выбраны программные решения для съемки и монтажа панорам, создания виртуального тура, цветокоррекции и обработки изображений.
  •  Разработан виртуальный тур по зданию (помещениям) ИИНТБ с надлежащим описанием (виртуальный тур размещен на сайте ИИНТБ).
  •  Изучены возможные угрозы и уязвимости разработанного программного продукта и возможные угрозы в процессе эксплуатации, проанализированы возможные уязвимости размещенных в интернете изображений, а также на основании анализа был подобран вариант реализации продукта.
  •  Выполнено 3 научные публикации; сделано 7 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
  •  Страница проекта виртуального тура по ИИНТБ (РГГУ)
  •  Презентация.  (Скачать)