О необходимости поддерживать историческую память о Холокосте практическими делами шла речь на Международной конференции «Освобождение союзниками нацистских концлагерей и гетто, 1941–1945: источники, историография, преподавание», которая состоялась в РГГУ 5-6 октября.
«Международный научно образовательный центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ позволяет объединить усилия ученых всего мира и на качественно новом уровне рассматривать и методологию, и содержательные вопросы изучения проблемы Холокоста, - отметила в приветственном слове первый проректор – проректор по научной работе Ольга Павленко. – Сегодняшняя конференция имеет междисциплинарный характер, она объединяет историков, культурологов, архивистов, литературоведов. На ней ставится вопрос источников и историографии, который начал изучаться в Историко-архивном институте со дня его основания. Руководство РГГУ сделает все возможное, чтобы и дальше публиковать исследования, развивать образовательные программы по этому направлению».
Директор Центра истории Холокоста и геноцидов Илья Альтман напомнил, что центр был создан при поддержке Российского еврейского конгресса. «В России мало знают о действиях союзников при освобождении лагерей и гетто, а в США и Евросоюзе мало знают о холокосте на территории СССР, и о той роли, которую сыграла Красная армия в спасении евреев в Европе, — подчеркнул профессор Альтман. — Необходимо на уровне исторической памяти разных стран осознать, что во время войны мы, страны антигитлеровской коалиции, не только совместно боролись с нацизмом, но и остановили Холокост. Сегодня это одна из немногих объединяющих ниточек памяти, и нельзя допустить, чтобы она превратилась в войну памятников».
В своем докладе Илья Альтман обратился к эволюции политики памяти об освобождении Аусшвица в современной России. Он напомнил, что 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста, и он приурочен ку тому дню, когда войска Красной армии заняли Аусшвиц в 1945 году. «К концу войны рассказы о еврейских жертвах и декларация о нацистских преступлениях именно против еврейского населения постепенно мимикрировали к формуле “убийство мирных советских граждан”. Накануне Дня победы, 8 мая 1945 года, в центральной прессе появилось сообщение Чрезвычайной государственной комиссии, которая три месяца расследовала преступления нацистов. В нем говорится, что в Аусшвице уничтожались граждане 27 государств, и ни слова нет о том, что подавляющее большинство жертв — евреи. Слово “еврей” встречается только раз — когда речь идет о показаниях свидетеля, врача из Франции, который рассказывал о нацистских медицинских экспериментах. Это было неслучайно. И это положило основу советской политики памяти».
Докладчик пришел к выводу о том, что Россия должна войти в число стран, на государственном уровне отмечающих Национальный день памяти Холокоста, и тогда, возможно, эволюция политики памяти получит достойное завершение.
В конференции приняли участие исследователи из Великобритании, Германии, Израиля, России, Сербии, США, Японии, Франции. Состоялись четыре пленарных заседания — «Освобождение союзниками узников концлагерей и гетто в контексте политики памяти о Холокосте», «Источники и историография об освобождении союзниками гетто и концлагерей», «Культура памяти об освобождении нацистских концлагерей», «Система нацистских лагерей и гетто: жертвы и палачи», а также два круглых стола: «Преподавание истории освобождения лагерей и гетто: отечественный опыт» и «Отражение истории освобождения нацистских концлагерей в исторической памяти и искусстве». Материалы докладов планируются к публикации.
Организаторы: Международный научно образовательный центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ, Научно-просветительный Центр «Холокост», Лондонский университет королевы Марии (Великобритания), Ратгерский университет (США) при поддержке Российского исторического общества и Фонда «История Отечества».