РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




 Как изменится учебный процесс в РГГУ в связи с пандемией
08.10.2020

Как изменится учебный процесс в РГГУ в связи с пандемией


Начальник Учебно-методического управления РГГУ Василий Маколов рассказал о том, как в ближайшие дни изменится организация учебного процесса в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Главная особенность организации учебы – смешанный формат проведения занятий. Перевод преподавателей 65+ и из группы риска на дистанционный формат предусматривает реализацию ими учебных дисциплин в онлайне. Качество образования не снизится.

— Василий Иванович, сколько преподавателей выразили желание работать дистанционно?

— Эта цифра постоянно меняется. В соответствии с Указами мэра Москвы доля работников, переводимых на дистанционный режим работы, составляет 30%.  

— Когда планируется перевод на дистанционный формат?

— Эта работа осуществляется поэтапно и с 5 октября реализован очередной переход коллег на дистанционный формат.

По преподавателям сложность перевода на дистанционный формат состоит в том, что расписание подготовлено не только для преподавателей 65+ и из группы риска, оно не изолировано от дисциплин, которые проводят все другие преподаватели. Поэтому принято решение, что студенты остаются в учебной аудитории, которая указана в утвержденном расписании, с помощью мультимедийной системы в ней транслируется лекция преподавателя, который ее читает из дома или специального помещения для видеотрансляций. При этом в аудитории присутствует проктор. Также начато обучение студентов для работы в качестве цифровых волонтеров.

— Студент при этом обязан находиться на территории РГГУ или он может слушать лекцию из кафе или даже из дома? То есть его проход на территорию засчитывается как посещение занятий?

— Студент может находиться в аудитории, другой свободной аудитории, библиотеке, во внутреннем дворе – в том месте, где есть устойчивый доступ к интернету и он может эффективно участвовать в образовательном процессе. С 5 октября все аудитории (кроме компьютерных классов) открыты.

— А если он все же захочет подключаться из дома?

— Да, он может это сделать, если ему в этом день не нужно быть в РГГУ, например, на других занятиях в очном формате.

— Какое количество студентов и с каких факультетов затронут эти изменения?

— Онлайн занятия касаются практически всех учебных структурных подразделений РГГУ в большей или меньшей степени, в зависимости от количества преподавателей 65+ и из группы риска.

В соответствии с приказом РГГУ у студентов очной формы обучения не может быть меньше двух полностью очных дней в неделю.

— Что в принципе представляет для вузов особую сложность при частой смене форматов обучения?

— Основная сложность перестройки на смешанный формат обучения связана с расписанием. В РГГУ обучаются около 1 тыс. академических групп на всех формах (очной, очно-заочной и заочной). Нагрузка изначально распределена таким образом, что, например, один преподаватель ведет занятия на разных факультетах, реализуются поточные лекции, на которых присутствуют студенты разных направлений подготовки. Соответственно, сделать расписание таким образом, чтобы в одни учебные дни вели занятия только преподаватели 65+ и из группы риска, а в другие дни остальные преподаватели, практически невозможно, потому что все переплетено и связано между собой.

— Нагрузка пересматриваться не будет?

— Учебная нагрузка на 2020-2021 учебный год запланирована весной этого года и скорректирована в начале сентября с учетом набора студентов на первый курс. Пересматривать учебную нагрузку в этом учебном году не планируем.

— А на качестве учебного процесса смены форматов учебы как-то сказываются?

— Очевидно, что смена форматов не должна снижать качество образования. Онлайн занятия в этом году дополнены подготовкой преподавателями учебных материалов и заданий, размещаемых в электронной информационной образовательной среде РГГУ. Это рассчитано прежде всего на иностранных студентов, которые не смогли приехать в Россию и обучаются дистанционно.

— То есть студентам придется проявить большую самостоятельность в учебном процессе?

— Самостоятельность проявляется при любом формате реализации образовательных программ. До половины бюджета времени (по разным программам эта цифра разнится), отводимого на освоение образовательной программы, приходится именно на самостоятельную работу обучающихся. Объем аудиторных, контактных занятий с преподавателями не снижается. Какое количество лекций и семинаров должно было быть проведено при очном формате, ровно такое же количество и будет проведено. Однако способы передачи знаний и взаимодействие с преподавателем применительно к отдельным учебным дисциплинам, которые ведут коллеги-преподаватели из группы риска, осуществляются посредством цифровых технологий. Но, повторюсь, на итоговый показатель, на количество часов, отведенных на освоение программы, и зачетных единиц это не влияет. Также это не противоречит требованиям законодательных и нормативных документов, действующих в сфере высшего образования. Практически все федеральные государственные образовательные стандарты допускают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

— В итоге сессию студенты будут сдавать по привычным системам оценки или могут быть сделаны послабления?

— Безусловно, система оценивания студентов утверждена Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет». Вместе с тем, можно ожидать, что на консультациях студенты будут задавать больше вопросов, просить помощи в плане дополнительной информации.