29 сентября состоялось очередное заседание ученого совета РГГУ. В начале заседания были вручены дипломы лауреатам Премии имени А.Л. Шанявского, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие фундаментальных гуманитарных исследований. Лауреатами объявлены главный научный сотрудник УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» исторического факультета Владимир Козлов и профессор Учебно-научного центра изучения религий Анна Шмаина-Великанова. Также был вручен аттестат профессора Евгении Басовской и аттестаты доцента – Павлу Лебедеву и Василисе Орестовой.
Были утверждены Правила приема по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021 год. В них внесены минимальные изменения: сохранилась возможность подачи документов в дистанционной форме через личный кабинет, сдача вступительных испытаний очно и дистанционно. По сравнению с 2019 годом в аспирантуре увеличилось количество бюджетных мест и число поданных заявлений, поступили аспиранты с наибольшими индивидуальными достижениями. Первый проректор – проректор по научной работе Ольга Павленко от имени ректората выразила благодарность руководителям экзаменационных комиссий. «Из 45 поступивших в аспирантуру 40 – это наши выпускники, из них 31 имеют дипломы с отличием», – отметила она.
Также были утверждены учебные планы и образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре РГГУ по приему 2020 года и кандидатуры председателей ГЭК по образовательным программам подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре на 2021 год.
Проректор по проектной деятельности Лариса Пастухова выступила с отчетом по состоявшемуся в сентябре Всероссийскому молодежному историческому форуму «Моя страна – моя Россия», оператором которого выступил РГГУ по заказу Министерства науки и высшего образования. «Знаковым событием оказалась встреча молодых историков с министром Валерием Фальковым, получился содержательный разговор. Наши молодые ученые выступили с предложением придать премии имени Юрия Кнорозова статус общероссийской, и министр это поддержал», – подчеркнула Лариса Сергеевна.
При рассмотрении вопроса «О развитии образовательных программ изучения русского языка как иностранного в РГГУ» проректор по непрерывному образованию РГГУ Павел Шкаренков и заведующий кафедрой русского языка Игорь Шаронов предложили в перспективе создать образовательные программы бакалавриата по изучению русского языка как иностранного в РГГУ. Предполагается, что данная инициатива поможет студентам из других стран лучше осваивать учебные материалы на русском языке, а также увеличит число иностранных студентов, желающих улучшить знание русского языка.
Ученый совет принял положительное решение по вопросу включения кафедры русского языка в состав историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ.
На заседании совет также поддержал выдвижение на соискание премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год Евгении Долговой – за вклад в изучение истории отечественной науки первой половины XX века, анализ трансформации научного сообщества и принципов его самоорганизации в условиях общественно-политических изменений и вызовов исследуемой эпохи. На грант Президента РФ выдвинут Иван Курилович с проектом «Эвристичность теологических метафор в новоевропейской науке: от гегельянства к феноменологии».
Ректор Александр Безбородов в своем выступлении отметил, что в улучшении учебно-научных показателей участвует весь коллектив. «Благодаря совместным усилиям преподавателей и студентов мы добиваемся успехов, что отражается на финансировании и позволяет развивать инфраструктуру», – подчеркнул он.
Ректор обратил внимание на необходимость контроля и соблюдения масочного режима работниками и обучающимися в РГГУ во избежание всплеска зараженных COVID-19, а также частичного перевода образовательного процесса на дистанционный режим.
На заседании члены ученого совета рассмотрели и приняли Положение о реализации образовательных программ – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры в РГГУ в смешанном и дистанционном форматах обучения.