РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




24.06.2020

Ж.Т. Тощенко о песне как отражении исторической памяти о Великой Отечественной войне


Сейчас для увековечивания памяти о ВОВ используется официальные меры (парады, заседания, встречи) и общественные акции (Бессмертный полк, клубы ветеранов, поиск памятных мест и погибших солдат). Но чтобы память не меркла, не бюрократизировалась, не отдавала спекуляцией, среди комплекса объективных и субъективных обстоятельств сохранения исторической памяти, как символа испытания верности вековым традициям, которые отражают глубинные интересы и устремления большинства народа, на мой взгляд, занимает огромное место песни, созданные в этот период времени. Именно они во в многом позволяют сохранить, бережно отнестись к памяти о величайшем героическом событии, которое вбирает в себя огромный пласт гражданского сознания, личной убежденности, чувств сопричастности к произошедшему жесточайшему испытанию судьбы страны и народа. Это важно и потому, что, к сожалению, на мой взгляд, в этом сбережении исторической памяти присутствует много формального отношения к ней, использования ее к месту и ни к месту, а иногда и просто злоупотребляя и профанируя эту память, формально апеллируя к героическому прошлому, соблюдая только официальные этикеты, в которых нет души и глубокого бережного отношения к прошлому. Как любое святое дело, его не надо по-пустому славословить, упражняясь в заскорузлых или самодельных импровизациях, которые не содержат главного — искренности в оценке, восхищения героизмом и в то же время осознания горести от колоссальных потерь.

   Для того, чтобы увековечить и закрепить в общественном сознании историческую память о Великой Отечественной войне, нужно, на наш взгляд, исходить из того, что эта война была многоплановой, неоднозначной, героической и трагической, с большими человеческими потерями и издержками. Поэтому охватить, описать, проанализировать ее во всем многообразии практически не удалось никому. Более того, нередко происходит преувеличение и даже искажение одной из сторон, в результате чего возникает неточное, некомпетентное, а иногда предвзятое мнение или суждение. На мой взгляд, не достигают должной глубины и проводимые социологические опросы населения, которые фиксируют в большинстве случаев общие оценки роли и значения ВОВ.

Поэтому я прибегу к творчеству наших поэтов, которые создали бессмертные строки в описании самых различных сторон героических и трагических страниц этой войны.

Начну с такой неувядаемой в нашей памяти песни «Вставай страна огромная,/ вставай на смертный бой/ с фашистской силой темною,/ с проклятую ордой». Эти слова, написанные В. Лебедевым-Кумачом в первые дни начавшейся войны и переложенные на музыку А. Александровым, стали гимном всей страны, всех народов, ее населяющих, обращенным к самым глубинным корням национального патриотизма. Эти слова вдохновляли людей, мобилизовывали на полную отдачу своих сил, укрепляли веру в победу на чудовищными намерениями поработить советский народ. Т.е., это были те слова и чувства, которые были обращены ко всей стране и в силу своей глубины и искренности сплачивали весь народ перед лицом смертельной опасности. Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях. Она даже была названа «бессмертной» Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.

Другая не менее трогательная и сокровенная и в тоже время возвышающая идея была воплощена в песне на слова А. Суркова, музыка К.Листова: «Бьется в тесной печурке огонь,/ на поленьях смола, как слеза/, и поет мне в землянке гармонь/ про улыбку твою и глаза». Или песня композитора Н. Богусловского и поэта В. Агатова. Неподдельные, мужественные и вместе с тем нежные, подкупающие своей естественностью, эти песни вызывали мгновенный отклик в сердцах воинов и вдохновляли тех, кто трудился в тылу. Такие слова отражали веру в победу в сочетании с самыми сокровенными личными чувствами и в тоже время с верностью своему долгу, с очень естественным пониманием взаимосвязи общественного патриотизма и глубоких личных убеждений.

А был еще патриотизм, опирающийся на местное, как бы сказали сейчас, региональное выражение сути и назначения отечественной войны. Для примера приведу слова А. Софронова, музыка С.Каца: «Шумел сурово брянский лес/, спускались синие туманы/. И сосны слышали в окрест/, как шли на немцев партизаны». И недаром эта песня стала гимном нынешней Брянской области — ведь это и память о 60 тысяч погибших партизан. Это тоже одна из граней исторической памяти, окрашенная участием в битве с немецкими фашистами на определенной территории. И это тоже еще одна частичка правды - правды подлинно народной, беззаветно отстаивающий свою истинность и глубокую убежденность в своей правоте.

 

Есть еще одна сторона исторической памяти — солдатская правда, героическая, но не всегда приглядная, кровавая, гибельная, но подчиненному высшему долгу — клятве, в которую верили без колебаний, без любований, как это бывает у некоторых ура-патриотов. Приведем потрясающе убедительное описание одной из сотен тысяч атак, в которую ходили солдаты и о чем так откровенно написал Семен Гудзенко, будущий корреспондент «Правды»: Свое стихотворение «Перед атакой» он начинает так: «Когда на смерть идут — поют,/ а перед этим можно плакать./ Ведь самый страшный час в бою/ — час ожидания атаки». И заканчивает его: «Бой был короткий. А потом/ глушили водку ледяную,/ и выковыривал ножом/ из-под ногтей я кровь чужую».

Суровые и трагические страницы, отражающие жестокую силу неприглядной солдатской окопной правды, скорбь за гибель близких и одновременно глубокую убежденность в правоте своего солдатского долга отражает и стихотворение Иона Дегена, танкиста, после войны ставшего врачом-ортопедом: «Мой товарищ, в смертельной агонии/ Не зови понапрасну друзей./Дай-ка лучше согрею ладони я/ Над дымящейся кровью твоей./ Ты не плачь, не стони, ты не маленький,/ Ты не ранен, ты просто убит./ Дай на память сниму с тебя валенки./ Нам еще наступать предстоит».

И в заключение, приведу еще одно выражение истинной боли, принесшую личные страдания огромному количеству людей. Я имею в виду песню, написанную М. Исаковским, музыка М. Блантера: «Враги сожгли родную хату,/ Сгубили всю его семью./ Куда ж теперь идти солдату,/ Кому нести печаль свою?/»

Все названные мною фрагменты реальных событий (но не только они) позволяют нарисовать истинную картину событий, имеющих как общенародное общегосударственное знание, так и разные другие оттенки подлинного настоящего неподдельного патриотизма, который стал одним из решающих факторов в великой битве с немецким фашизмом. Конечно, можно привести еще немало примеров проявления этой беззаветной преданности своей Отчизне, в том числе и тех, кто трудился в тылу, обеспечивая боевой успех сражавшихся на фронте. Но именно такой подход — всесторонний,многоаспектный, разноуровневый, учитывающий все нюансы этой великой победы - обеспечит формирование подлинной исторической памяти, укрепит настоящий, а не поддельный патриотизм ныне живущих россиян.

Ж.Т.Тощенко, научный руководитель социологического факультета, член-корр. РАН, доктор философских наук, профессор