РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Отчет о конференции "Современные методы изучения культуры - XII"
09.06.2020

Отчет о конференции "Современные методы изучения культуры - XII"

Представляем вашему вниманию отчет о всероссийской научной конференции "Современные методы изучения культуры - XII", которая состоялась 17-18 апреля 2020 г.


17-18 апреля факультет культурологии провел ежегодную всероссийскую научную конференцию «Современные методы изучения культуры – XII». В этом году, учитывая сложившиеся условия, конференция впервые прошла в онлайн-формате, что позволило собрать не только большое количество докладчиков, но и слушателей, присоединившихся к работе конференции не только из различных городов России, но и из-за рубежа. В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты, студенты и научные сотрудники РГГУ, а также представители других академических, научных и культурных российских институций и независимые исследователи. Доклады и дискуссии прошли в рамках семи секций.

Одной из открывавших конференцию и самых обширных была секция «Визуальное пространство / пространство визуального». На секции было представлено 16 докладов, в которых концепт визуального пространства прозвучал как актуальная смысловая рамка, конструирующая новые тексты и практики, создающая продуктивные контексты. Среди обсуждаемых проблем – конструирование памяти, телесное и тактильное в визуальном опыте, воображение как смыслопорождающий источник визуальности, визуальные практики как основа интерпретации городского пространства и др.

   В докладе Оксаны Гавришиной (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) «Фиксация взгляда: видение и телесный опыт в фотографии» был поставлен вопрос о перцептивном опыте, связанном с фотографическим изображением. Опираясь на работы Эркки Хухтамо в области археологии медиа, докладчик показала, что в ранней фотографии смешаны режимы восприятия, связанные с подвижным и неподвижным взглядом, логикой целого и фрагмента.


Тему зрительского опыта в кинематографе продолжил доклад Бориса Рейфмана (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) «Об эволюции авангардистского понимания визуального ритма: от киноэкспрессионистских теорий к теории нового видения». Докладчик проследил трансформацию в понимании задач кинематографа в его воздействии на зрителя: от эстетической задачи возвышения зрителя до уровня «жизненного» всеведения по отношению к его целостной национальной культуре к задаче «пересоздания» человека.

В докладе Максима Казючица (ВГИК им. Герасимова, науч. сотр. Государственного центрального музея кино) «Фотография и пространство памяти в документальном кино Европы 1950-1960-х годов» была введена тема культурной памяти. Обращаясь к экспериментальным фильмам 1950-60-х годов таких режиссеров, как Ален Рене («Ночь и туман») и Крис Маркер («Взлетная полоса», «Если бы у меня было четыре дромадера»), М. Казючиц рассмотрел средства, которые используются внутри фильма, для создания пространства памяти, связанной с травматическими событиями середины XX века.


Альберт Патраков (преп. кафедры ИТК ФК РГГУ) в докладе «Ритм в визуальном пространстве протестной музыки» рассмотрел роль ритма в создании протестного значения популярной музыки. Докладчик отметил основные составляющие ритма как семиотического ресурса. Он также представил типологию пространства, предложенную Д. Мартинелли для описания того, как ситуации исполнения и воспроизводства песни влияет на восприятие ее в качестве протестной.

В докладе Анастасии Можаевой (бакалавр культурологии) «Новая Англия в фильмах Роберта Эггерса: опыт прошлого» был поставлен вопрос о возможностях кинематографа при конструировании культурной идентичности региона. На примере фильмов «Ведьма» (2015 г.) и «Маяк» (2019 г.) докладчик проследила приемы работы Р. Эггерса, направленные на воспроизводство в фильмах опыта прошлого в отношении XVII и XIX столетия, а не просто на визуальную репрезентацию той или иной исторической эпохи.

Владимир Колотаев (проф., зав. кафедрой кино и современного искусства ФИИ РГГУ) в докладе «Визуальное пространство Квентина Тарантино: между видением и знанием» предложил рассмотреть фильм Тарантино «Однажды… в Голливуде» (2019 г.) в контексте теории искусства Л. Выготского, представленной в его анализе повести Бунина «Легкое дыхание». В фильме постоянно сталкиваются фабула, которая задается представлениями зрителя о системе жанров голливудского кинематографа, в том числе,  на визуальном уровне, и сюжет – постоянное нарушение этих ожиданий.

В докладе Ирины Захарченко, (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) «Визуальное пространство “Атласа” Г. Рихтера: репрезентация отсутствующей реальности» проект немецкого художника, был представлен как сложное, но при этом чрезвычайно плодотворное высказывание, актуализирующее в художественном пространстве форму атласа. Докладчик обратила внимание на различные смыслопорождающие возможности этого проекта: как визуального архива, способа визуальной демонстрации творческого метода художника, эпистемической парадигмы и художественного проекта.


В докладе Ирины Сироткиной (вед. науч. сотр. Института истории естествознания и техники РАН) «Embodied spaces: современный танец и визуальное» также ставился вопрос об инструментах познания в художественном пространстве. В данном случае, в качестве инструмента познания рассматривалось тело зрителя. Докладчик обратила внимание на актуальность в современной познавательной ситуации трудов по кинестезии начала ХХ века, в частности, работ Рудольфа фон Лабана.

Виктория Малкина (доц., зав. кафедрой теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ) в своем докладе «Визуальное пространство и “пространство памяти”: “Остров Израиль” и “Дорога в Израиль” А. Городницкого» продемонстрировала особенности конструирования визуального пространства коллективной и индивидуальной памяти в двух поэтических текстах А. Городницкого. Представив фрагмент лирически-документального фильма «Атланты держат небо», в который вошли анализируемые стихотворения в авторском исполнении, докладчик сопоставила визуальное пространство вербального и кино-текста.

Доклад Жанны Уманской (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) «Визуальное пространство советского детства в контексте коммуникативной памяти поколения (на примере рисунков Евгении Двоскиной)» был посвящен рисункам современной художницы Е. Двоскиной на тему советского детства. Эти рисунки, по мнению докладчицы, могут быть представлены как основанные на коммуникативной памяти людей определенного поколения визуальные реминисценции на тему личного и социального пространства советского ребенка 60-70-х гг. 


В докладе Галины Зверевой (проф., зав. кафедрой ИТК ФК РГГУ) «Формы и способы визуализации советской истории в любительских видеоблогах на YouTube» был представлен анализ любительских видеоблогов, посвященных интерпретации таких драматических периодов советской истории, как Большой террор 1930-х гг., массовые репрессии, Гулаг. Визуальное конструирование «войн памяти», по мнению докладчика, происходит сегодня через легко опознаваемые знаки и символы, «срабатывающие» по-разному в зависимости от идейных установок их создателей. 

Доклад Ольги Щедриной (магистрант ВШЕК ФК РГГУ) «Визуальное пространство как внешнее расширение человека: критический анализ концепции П. Вирильо» был посвящен анализу концепции французского философа и теоретика архитектуры, предрекавшего, в числе прочего, гибель воображения в современную технологическую эпоху. О.Щедрина высказала предположение, что современное визуальное пространство, будучи в своей основе медийным, формируется благодаря техногенной чувственности, которая невозможна без воображения. 

Доклад Ирины Чирсковой (ст. преп. кафедры ИТК ФК РГГУ) «Пространство елизаветинского двора в телесериале "Екатерина" (реж. Р.Сабитов и А.Баранов)» погрузил участников конференции в визуальное пространство телесериала «Екатерина» и дал возможность поразмышлять о специфике конструирования русской истории в массовых жанрах на отечественном телевидении. На основе богатого иллюстративного ряда И. Чирскова показала, как происходит визуализация мифологем, формирующих массовое сознание.

Доклад Святослава Гриценко (доц. кафедры иностранных языков МИРЭА – РТУ) «“Беляево навсегда” Кубы Снопека: спальный район Москвы как смыслопорождающее пространство» был первым в серии представленных на секции докладов, посвященных городскому пространству как смыслопорождающему конструкту. Он был посвящен анализу проекта польского архитектора К. Снопека «Беляево навсегда», в котором московский район Беляево предстал как уникальное градостроительное и архитектурно-художественное пространство, достойное включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выступление Аллы Мировской (независимый исследователь, фотографа, художник) «Художественный проект как метод исследования идентичности места (на примере московского района Коньково)» продолжило тему визуальных подходов к городским исследованиям. Докладчик представила свое восприятие московского района Коньково сквозь призму авторского художественного проекта. Представленные фотографии и рисунки показали, как, работая в пространстве между мифологией и историей, фактами и вымыслом, персональным и коллективным, А.Мировская формировала понимание идентичности места, его культурной ДНК, связывала прошлое, настоящее, будущее. 


Завершающий секцию доклад Яны Лебедевой (аспирант Университета Падерборна, Германия) «“Making the City”: создание образа города и городского пространства в эпоху глобальных процессов (на примере города Дублин)» был посвящен визуальным и художественным репрезентациям образа современного города в контексте общественных и медиальных трансформаций Дублина. Докладчик представила кинорепрезентации города в цифровом пространстве на примере серии независимых проектов молодых ирландских кинорежиссеров. 


Участники секции «Средневековый образ: Иконографии и практики» рассматривали иконографию Средневековья и Нового времени. Как отметил во вступительном слове Дмитрий Антонов, средневековая визуальная традиция оказалась крайне актуализированной в последние десятилетия благодаря сочетанию нескольких факторов. Миниатюры средневековых рукописей активно распространятся в современном медийном пространстве из-за оцифровки архивов, создания популярных пабликов в интернете и публикации научно-популярных изданий. Одновременно в постсоветском пространстве происходит бурный расцвет храмового искусства. Образы, композиции, визуальные схемы, сформировавшиеся в Средние века, наполняют воссоздаваемые и отстраиваемые церкви и монастыри, появляются в различных общественных местах, активно проникают в городское пространство.  Средневековая иконография сегодня переведена из разряда эзотерического знания, известного преимущественно историкам и искусствоведам, в область актуального, обсуждаемого и востребованного визуального ряда

Ряд докладов секции был посвящен семиотическим вопросам.

В выступлениях Елены Рождественской, (проф. кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ) «Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ» и Михаила Майзульса (науч. сотр. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ) «Волхвы и Антихрист: об одной иконографической «аномалии» у Иеронима Босха» были представлены реконструкции семантики композиций Босха.

Доклад Людмилы Сукиной (доцент, зав. кафедрой подготовки кадров высшей квалификации Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН) «Титульный лист книги «Меч духовный» Лазаря Барановича 1666 г.: иконография и символические элементы композиции» был также посвящен семиотической проблематике. Докладчик представила реконструкцию семантики гравюры книги «Меч духовный».

Выступление Александра Русанова (ст. науч. сотр. Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ, ст. преп. Школы исторических наук НИУ ВШЭ) «Образы университетских сообществ в Италии, Франции и на Иберийском полуострове в XII–XV вв.» было посвящено анализу принципов построения образов университетских сообществ в Италии и Франции.

Другие выступления оказались связаны с антропологией визуального.

В докладе Дмитрия Антонова (доц. кафедры ИТК, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ) «Борисоглебская церковь в Боровске: актуальные тенденции в конструировании храмового пространства» были представлены актуальные принципы и особенности конструирования храмового пространства в современных российских церквях.

Валерия Косякова (доц. ВШЕК, ст. науч. сотр. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ) в докладе «“Работа без авторства”: конструирование «шедевра» в эпоху пост-капитализма» рассказывала о принципах атрибуции, оценки и переоценки произведений искусства на современном рынке.

Выступление Светланы Борисовой (соискатель кафедры ИТК ФК РГГУ) «Страшный рай и бесстрашие в аду: концепт страха в изображении древнерусского потустороннего мира» было посвящено тому, как категория «страха» влияла на принципы изображения ада и рая в средневековых русских текстах.

Работа секции продемонстрировала актуальность антропологических, культурологических исследования христианских образов, их социального функционирования как в прошлом, так и в современности.


Секция «Топография памяти: от коммеморативных практик до брендинга территорий» была посвящена теме изучения практик реализации стратегий памяти через взаимодействие с пространствами. Участников секции интересовало, каким образом коллективная память о событиях и именах конструируется и трансформируется в значимые «места памяти», какие современные социокультурные практики и проекты способствуют сохранению и концептуализации личных воспоминаний и коллективной памяти, какова роль «мест памяти» в практиках брендинга территории.

В докладе Виктории Мерзляковой (доц. кафедры СПиК ФК РГГУ, доц. РАНХиГС) «Места памяти: конструирование ценностей и стратегии продвижения пространства» была задана общая теоретическая и методологическая рамка разговора. В. Мерзлякова сделала акцент на логике конструирования ценностей пространств и практиках продвижения территориальных брендов. Также речь шла о современных российских практиках публичных дискуссий о местах памяти и логиках построения нарративов о прошлом средствами взаимодействия с пространством.

Наталья Полтавцева (вед. науч. сотр. кафедры ИТК ФК РГГУ) в докладе «Образ территории как культурного пространства» остановилась на ряде теоретических вопросов: отличии пространства географического от понятия «культурное пространство»;  различных видах культурного пространства в идеологии постмодерна по сравнению с модерном; соединении признаков глобального и локального в понятии глокальности; проблеме культурной формы как провоцирующей в «обществе спектакля»; возникновении «театра культуры», а также роли в этих культурных процессах маргинальных культурных групп.

Доклад Константина Цимбаева (доц. ВШЕК ФК РГГУ) «Недаром помнит…» Бородинская битва как «место памяти»: этапы коммеморации» был посвящен мемориализации Бородинской битвы. Эта практика всегда в числе важнейших мероприятий любых российских властей, использующих ее для формирования меняющейся, каждый раз иной, идеологии. Было продемонстрировано как активная инструментализация истории содействовала созданию общенационального «места памяти», однако далеко не всегда -    подлинной консолидации культуры памяти. Бородино не раз становилось и «местом войн памяти».

Татьяна Кандаурова (ст. науч. сотр. кафедры ИТК ФК РГГУ) в докладе «Социокультурные (благотворительные) практики российских предпринимателей как элемент конструирования топографии памяти» отметила проблему сохранения исторической памяти российского предпринимательского сообщества и масштабной благотворительной деятельности его представителей в XIX – начале XX в. в культурном пространстве России. Данные социокультурные практики все чаще становятся объектом коммеморации, возвращаясь в пространство культуры посредством формирования мест памяти, музеев, коммеморативных комплексов, новых топографических обозначений, новых социальных и культурных проектов.

 Александра Колесник (ст. науч. сотр. Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева, ст. преп. Школы исторических наук НИУ ВШЭ) в докладе «Музыкальная география Екатеринбурга: «места памяти» о Свердловском рок-клубе» представила результаты большой выездной экспедиции, посвященной изучению практик формирования и закрепления памяти о развитии рок-музыки в современном Екатеринбурге, известном еще с советского времени музыкальной андерграундной культурой.

 

Целью секции «“Природа” в культуре XXI века» было междисциплинарное исследование представлений о природе как части актуального символического порядка. В фокусе внимания были как концептуальное восприятие «природы», так и новые художественные, социально-политические и повседневные «экологические» практики. В рамках секции прозвучало шесть докладов.

Открыл заседание секции доклад Валерия Дурновцева (проф., зав. кафедрой источниковедения ИАИ РГГУ) «Культура в проблематике Environment History (Историографические заметки)». В докладе была представлена институционализация новой дисциплины, отражено ее соотношение со смежными областями знания, соотношение проблематики «природного» и «культурного» в предметном поле «экологической истории».

В докладе Александра Маркова (проф. кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ) «Животные и софисты: переосмысливая Симондона» было представлено философское осмысление соотношения «животного», «растительного», «человеческого» на материале анализа работы «О животном и человеке» философа техники Ж. Симондона,  описавшего историю животных как рекурсию, как превращение животных в басенных героев, по сути – эффект софистики, утверждение софистами свободы как свободы выбора, которой животные лишены.

Вторая часть заседания секции была связана с исследованием новых тенденций в художественной и социальной жизни, связанных с отношением к «природе» и «природному» / «экологическому».

Доклад Марты Яраловой (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) «“Фабрика Борщевик”. Чем может обернуться кураторский проект об одном растении» был посвящен анализу реакции и восприятия кураторского художественного проекта, посвященного «природной» теме, вскрывающего не только актуальность точечных проблемных «природных» сюжетов в личных практиках (борьба с борщевиком и за него), но и активную апроприацию природных сюжетов для разговоров о социальном и политическом в качестве иллюстрации, сюжета и модели.


Дмитрий Комарков (бакалавр культурологии) в докладе «Экологический дискурс в похоронной индустрии», анализируя мировой тренд на «экологичность», выделил два типа экологических дискурсов: традиционный («спиритуальный») и современный («технологический»). Новейшие технологии в российской похоронной индустрии представлены в минимальной степени и находят применение отличное от западных аналогов, в результате чего эко-похороны могут быть реализованы преимущественно в «спиритуальных» дискурсах – как традиционных, так и квази-традиционных.

Наталья Галушина (зав. кафедрой СПиК ФК РГГУ) в докладе «За что борются экологические движения?» обратилась к различным идеологиям и практикам внутри «экологического движения», продемонстрировав, что борьба за благополучие окружающей среды не является однородной и скрывает за собой более глубокие социокультурные тенденции и конфликты – классово-экономические, поколенческие, культурно-символические. Для современной ситуации наиболее характерны последние, реализующиеся в многообразии «новых» социальных движений, основанных на экологической проблематике.


Также участникам секции была представлена видеозапись доклада с презентацией Ирины Захарченко (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ)  «Рецепция “природного” в художественных практиках XXI в.: энвайронменты Олафура Элиассона», в котором автор обратилась к художественному исследованию взаимоотношений  природного и человеческого датско-исландским художником О. Элиассоном, в чьих проектах с помощью современных технологий генерируется  «природный» контекст существования человека. Созданная искусственно, «природная» среда этих проектов позволяет современному человеку пережить сильную полисенсорную реакцию.


Участники секции «Повседневность. Город. Мода.» рассматривали вопросы, касающиеся того, как устроена «повседневность» сегодня, когда практически любое взаимодействие, повседневное, в том числе, опосредовано медийными, прежде всего, цифровыми технологиями? В каких практиках – и аналоговых, и медийных – «повседневность» и «повседневное» воплощается и (вос)производится; и как, собственно, в процессах (вос)производства «повседневного» сочетается аналоговое и медийное? Каким образом, в свою очередь, то, что представляется нам «повседневным», производит различные типы идентичностей (индивидуальной и/или групповой)? Насколько возможно, и если да, то как именно и что, говорить о многих «повседневностях» или «множественной повседневности»?

Игорь Суриков (глав. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, проф. кафедры ИТК ФК РГГУ) в докладе «Повседневность – город – пайдейя, или Была ли у античных греков мода?» рассмотрел ряд проблем, связанных с культурным и образовательным пространством полиса в его соотношении и взаимодействии с цивилизационным пространством повседневности. Обратившись к понятию «пайдейя» (παιδεία), докладчик показал, что пространство повседневности в Древней Греции было пространством живой, концентрированной культуры, ориентированной на поддержание преемственности поколений и эпох.

В докладе Ксении Гусаровой (ст. науч. сотр. ИВГИ РГГУ, доц. кафедры культурологии и социальной коммуникации РАНХиГС) «Белка в городе: карикатуры на эмансипированных модниц второй половины XIX века эмансипированных модниц второй половины XIX века» речь шла о том, что во второй половине XIX века женщины в Европе и Северной Америке все более активно осваивали городское пространство, вовлекаясь в профессиональную деятельность и используя современные возможности досуга. Отталкиваясь от конкретного образа, автор рассказала, как городская повседневность и мода второй половины XIX в. причудливо преломлялись в карикатуре, которая затем могла быть переосмыслена и присвоена самими «новыми» женщинами.

Алексей Котельвас (историк культуры, независимый исследователь) в докладе «Репрезентация социальной идентичности в портретах Валентина Серова», типологизировал стратегии социальной репрезентации в портретном творчестве Валентина Серова. Основными единицами анализа в портретных изображениях стали поза и мимический жест модели, одежда, а также пространственное окружение, в которое помещена модель. Совокупность этих факторов позволяет выделить ряд социальных типажей, присутствующих в портретах Серова, и обозначить стратегии их репрезентации.

В докладе «Формирование новой повседневности на примере Усачевского конструктивистского квартала в 1920-е годы. Идентичность московских районов Хамовники и Девичьего поля к началу 1920-х годов» Дмитрий Максименко (независимый исследователь) рассказал о формировании идентичности района Хамовники и Девичьего поля. Речь шла о том, как она изменялась до конца 19 века; о проектах изменения Московского городского пространства в начале 20 века; новых подходах к решению задачи обустройства городского пространства в первые годы Советской власти; практических решениях по обустройству нового быта на примере Усачевского конструктивистского квартала; влиянии идей развития Москвы 1920-х гг. на дальнейшее развитие города.

Татьяна Дашкова (доц. ВШЕК ФК РГГУ) в рамках доклада «Наша заграница»: Зарубежная мода на советском телевидении эпохи «застоя» рассмотрела сюжеты, связанные с представленностью зарубежных модных образцов на советском телевидении и формами их перехода в советские повседневные практики. Отдельное внимание было уделено знаменитой юмористической телепередаче «Кабачок 13 стульев» (выходившей в эфир в 1960—70-х годах), огромной популярности которой в немалой степени способствовали как западная (польская) тематика миниатюр, так и «несоветский» модный облик персонажей.

Доклад Анастасии Богатыревой (аспират кафедры ИТК ФК РГГУ) «Концепция «повседневной» женской одежды в передаче «Модный приговор»» был посвящен анализу передачи «Модный приговор», которая выходит на «Первом канале» с 2007 г. и вписывается в популярное направление передач, посвященных «make-over». Докладчик представила и проанализировала характерные черты данного направления, которые находят отражение в «Модном приговоре».

Доклад Романа Королева-Намазова (науч. сотр. Московского музея современного искусства) «Альтернативные режимы слушания в условиях городской повседневности» представлял собой теоретическое построение, в котором автор, учитывая некоторые существующие подходы к концептуализации повседневности (Беньямин, Серто, Лефевр), рассуждал о специфических слушательских тактиках участников повседневных практик, способных организовывать принципиально иной, независимый формат проживания в городском пространстве. По мнению автора, одной из таких тактик, является обращение к альтернативному звуковому пространству.

В докладе Ксении Ельцовой (доц. ВШЕК ФК РГГУ) «Модная география Москвы: конструирование столичного пространства потребления моды в российских цифровых медиа» проблематизировались культурные механизмы конструирования моды/ «модного» через обращение к пространственным образам; в частности, рассматривается вопрос о том, как функционируют представления о модных пространствах и пространствах «модного» в медийной культуре современной России. Речь, в частности, шла о том, как вообще устроен медийный образ «модной» Москвы в поле современных российских цифровых лайфстайл-изданий.

В докладе Ольги Аннануровой (преп. РАНХиГС, МВШСЭН, редактор журнала «Новое литературное обозрение») «Городская повседневность в современной российской фотографии» городская повседневность рассматривалась как одна из ключевых тем современной российской фотографии. Авторы фиксируют меняющиеся городские пространства, обращая внимание зрителя на «скучные» объекты, которые мы привыкли не замечать. На примере вошедших и некоторых не вошедших в выставку «Новый пейзаж» проектов докладчик рассуждала о том, какие способы взгляда возможны на подобные фотографии.

Темой доклада «Бои за город: визуальный активизм и граффити-пропаганда» Валерии Косяковой (доц. ВШЕК, ст. науч. сотр. Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени ФК РГГУ) был анализ «Супрематического креста» художника Покраса Лампаса, подвергшегося цензуре в Екатеринбурге (в 2019 году), а также граффити-арт объединение «После иконы». На примерах автор рассмотрела, как ведутся «религиозные» бои за город через граффити-пропаганду, активизм и художественные практики.

В докладе Ирины Пригариной (магистрант кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Института философии СПбГУ) «Итальянская идентичность сквозь призму стрит-арта», речь шла о том, что искусство может служить концептуальной основой, с помощью которой можно развивать и исследовать определенный культурный ландшафт. Представленное автором исследование сфокусировалось на различных формах итальянского уличного искусства с точки зрения понимания специфики культурной составляющей этой страны.

Завершающий доклад секции «Представления о домашнем пространстве среди американцев среднего класса: на пути к свободе или защищенности», представленный Марией Золотухиной (доц. кафедры СПиК ФК РГГУ) был посвящен одному из важнейших концептов американской мечты для представителей среднего класса – обретение детьми самостоятельности и независимости, который тесным образом связан с другим – обзаведением собственным домом – так, чтобы дом-жилище мог отвечать представлениями о доме-очаге. Эти базовые ценности проявляются в повседневных практиках воспитания ребенка, в том числе, и тех, что имеют в буквальном смысле пространственное выражение. 


«Оборотни и доппельгангеры: проблемы alter ego и двойничества в пространстве фантастического повествования». Секция, посвященная фантастическому в культуре, уже может считаться традиционной на конференции «Современные методы изучения культуры», в этом году она прошла в пятый раз. Сквозной темой, объединившим семь представленных докладов, стал мотив зыбких границ индивидуального в фантастическом повествовании. Мотив, который позволил обратиться к сюжетам оборотничества и двойников во всем многообразии возможных интерпретаций. 

Секция состояла из двух отделений, и первое из них было посвящено литературным текстам. Открыла конференцию Галина Шматова (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) с докладом «Джекил и Хайд: хорошая «кошмарная история» или тонкая притча? Трансформация сюжета о раздвоении личности во времени»: как то и следует из названия, доклад был посвящен как повести Л.Р. Стивенсона, так и более поздним ее толкованиям в массовой культуре XX века.


Затем слово взяла Инар Искендирова (аспирант филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), в ее докладе «(Само)идентификация созданий Океана в романе С. Лема “Солярис”» подробно разбирались «фантомы» из классического романа и концептуальные различия между произведением Лема и его экранизациями. 

Источниками для доклада Джамили Мамедовой (независимый исследователь) «Особенности существования в зверином теле персонажа советской детской литературы» послужили «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Баранкин, будь человеком» В. Медведева и «Девочка и белочка» П. Катаева.  Особый интерес аудитории вызвала последняя книга, в которой никаких превращений не происходит, но в которой девочке Кате приходится вести жизнь бельчонка, а белочке – жизнь человека, причем ни дедушка Кати, ни мама-белка не замечают абсурдность происходящего. А все три источника вместе дали докладчику возможность обратиться и к контексту, в котором они создавались.

В докладе Анны Демкиной (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) «Оборотничество и превращения как метафоры в позднесоветской фантастике: пример сборника “Современная советская фантастика” (1990)» немалое внимание также было уделено историко-культурной ситуации, которой принадлежали разбираемые автором роман В. Головачева и рассказ Е. Грушко, а также их связям с советской фантастикой 1970-х. гг.

Вторым объектом изучения секции стали кинематографические произведения и телевизионные сериалы.

Дмитрий Чулаков (ст. преп. кафедры английского языка, филологии и перевода Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета) в докладе «Ликантропические вариации: человек/волк в  кинематографическом воображении» обратился к двум киновариациям на тему оборотничества  – «Человеку-волку» 1941 г. и его ремейку 2010 г. Автор остановился как на отличиях в визуальной репрезентации монструозного обличья главного героя и в представлении его персональной идентичности, различиях, которые могут объясняться не только влиянием авторского начала на создание обоих фильмов.  


Большой интерес вызвал и доклад Марины Коноваленко (соискатель кафедры ИТК ФК РГГУ) «“Двойник” как медиа-код реальности в сериале “Твин-Пикс”». Обратившись к знаменитому сериалу, который в апреле 2020 г. отметил свое тридцатилетие, и к его продолжению, выпущенному Д. Линчем в 2017 г., автор, по ее собственным словам, представила аудитории «попытку интерпретации сюжета сериала, а обозначение варианта анализа коммуникации зрителя и сериала как объекта цифровой культуры в контексте  исследования границ «реального» в цифровой культуре».

Завершил работу секции доклад Александры Тарасовой (доц. кафедры ИТК ФК РГГУ) «’Чудесные близнецы” как связующее звено между глобальным и национальным в фэнтези: сериал “Хроники Асдаля”». В этом докладе, посвященном нестандартному образцу южнокорейского фэнтези разбирались функции, которые в структуре повествования исполняла сюжетная линия двух близнецов, а также возможные ассоциации с имеющими общемировой характер образцами кино- и телефантастики и фэнтези, которые могли возникать у аудитории сериала – как корейской, так и глобальной.

 


Заключительной в работе конференции стала секция «Метарефлексия: культурологическое осмысление гуманитарного знания», в рамках которой был обсуждён ряд вопросов, касающихся рефлексии учёных над подходами и методами научных исследований. Секция объединила в качестве докладчиков молодых ученых, разрабатывающих свои исследования в рамках различных областей культурологического и социо-гуманитарного знания. В рамках секции было проведено плодотворное обсуждение различных теоретических вопросов, касающихся критического взгляда исследователей на себя и свою работу.

   Открывал секцию доклад Марты Яраловой (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) «Ответственность интеллектуалов” как категория исследований культуры», посвящённый культурологическому осмыслению ответственности интеллектуалов как категории, плотно связанной с такой областью социогуманитарного знания как Cultural Studies. 


Анна Демкина (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) выступила с докладом «Культура и философия возможного, теория модальностей: «потенциология» (по М. Эпштейну) как (вне)научная оптика», проанализировав потенциологию Михаила Наумовича Эпштейна, как новою область наук и вненаучную оптику.

В докладе Максима Подвального (преп. факультета дизайна Института бизнеса и дизайна) «Типологии студентов и их качества в работах европейских исследователей геймификации образования» были очерчены принципы формирования типологии студентов в европейских исследованиях геймификации, а также была дана критика этой типологии.

Анастасия Родионова (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) в докладе «Гендерные исследования ММОРПГ: между Gender Studies и Game Studies» предложила критически взглянуть гендерные исследования массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр, выделив основные методологические лакуны этого направления.

Завершал секцию доклад Андрея Голикова (аспирант кафедры ИТК ФК РГГУ) «Стратегии изучения социокультурного прошлого: между традицией и память», в котором докладчик, основываясь на работах Яна Ассмана и Ежи Шацкого, выделил концепты, позволяющие анализировать социокультурное прошлое.