РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




22.05.2020

20 мая состоялась пятая встреча в историческом киноклубе ИПиМИ РГГУ


20 мая состоялась пятая встреча в историческом киноклубе ИПиМИ РГГУ.

В центре внимания был фильм «НЕИЗВЕСТНЫЙ 1917-й»,снятый по сценарию Виктора Листова и Галины Евтушенко, сотрудников РГГУ. Консультантом картины был директор Института постсоветских и межрегиональных исследований, Президент РГГУ Е.И. Пивовар. 

Авторам хотелось рассказать о том, что русская жизнь в 1917 году отнюдь не сводилась к гражданским противостояниям, перестрелкам, демонстрациям, митингам. Добрые люди жили, или, по крайней мере, пытались жить мирно, созидательно. Эта простая мысль опирается в фильме на кино- и фотолетопись столетней давности. Великий Федор Шаляпин пел и ставил оперные спектакли в Москве и Петрограде; режиссёр Всеволод Мейерхольд разыгрывал лермонтовский «Маскарад» на сцене Александринского театра, и ему аплодировали Анна Ахматова и Сергей Эйзенштейн. Будущий писатель Константин Паустовский жадно впитывал впечатления о быте летней и осенней Москвы. На те же недели и месяцы пришлось начало удивительного романа аристократки, генеральской дочери Александры Коллонтай и балтийского матроса Павла Дыбенко. В подмосковной усадьбе Лопасня-Зачатьевское счастливая случайность привела к находке самой протяженной рукописи А.С. Пушкина, считавшейся утерянной. Авторы ведут зрителя к таким сугубо мирным жизненным проявлениям года семнадцатого как бега на ипподроме, цыганские хоры, санные катания, детские прогулки в зоопарк. Отдельный эпизод ленты посвящен многосторонней деятельности Московской городской думы, уже взявшейся за строительство метро. Фильм свидетельствует, что 1917 год не был паузой в благотворном поступательном развитии русской мысли, культуры, искусства и быта.

Представляя фильм, Е.И.Пивовар начал с исторического значения этой работы. Обращение авторов к большим историческим событиям, которые, бесспорно, всех нас до сих пор интересуют, с точки зрения председателя Общества историков-архивистов, не случайно. Нет до сих пор единой позиции по отношению к 1917 году ни в нашей стране, ни в мире. Авторам удалось показать, насколько многогранным был ход истории. Они предъявили известные события с другой стороны. Не с точки зрения психологии масс, как это было тогда принято, и чем прославились историко-революционные фильмы в СССР. А подали факты с точки зрения психологии отдельных людей. Авторы показали как персонажи втягивались в исторический процесс. Художественная интерпретация исторических событий в фильме подана интересно, увлекательно и дает импульс к дальнейшим исследованиям. «Я читал сценарную разработку - продолжил Директор Института постсоветских и межрегиональных исследований - и был увлечен даже теми событиями и персонажами, которые в фильм не вошли. Например, одним из героев был выпускник Царскосельского лицея Карл Манергейм. Но и те, кто остались в фильме, приоткрывают страницы отечественной неизвестные широким слоям читателей и зрителей».

После просмотра шел разговор о редких, уникальных кинокадрах, снятых, преимущественно, в 1917 году. О сохранении исторической памяти по отношению к людям и героям тех лет, об исторических архивах. О деятелях науки, культуры и политики, которых запечатлела кинокамера, и которых оставила в тени. Запечатлены Константин Коровин, Мстислав Добужинский, Леонид Андреев, Лев Троцкий. С точки зрения собравшихся историков, киноведов, писателей, архивистов картина заслуживает введения в научный оборот. О дальнейшей работе с фильмом в зрительской аудитории поднял вопрос киновед из Петербурга Юрий Шуйский. Его инициативу поддержала профессор Лия Бушканец, пригласив картину (вместе с группой создателей) для показа студентам и магистрантам Казанского федерального университета. Широкий охват материала, изобразительное решение картины позволяют это сделать - отметила зав. кафедрой факультета международных отношений.

Особо было сказано о голосах, сопровождавших картину. Они принадлежат народным артистам Александру Левенбук и Андрею Анкудинову. В их компании авторский голос Галины Евтушенко тоже прозвучал естественно и органично. Гостей и посетителей киноклуба удаленно приветствовал Андрей Анкудинов, сказав, что фильм ему очень понравился. «Он и фактологически интересный, и трогательный, светлый своей по интонации», - заключил актер.

Среди собравшихся можно было заметить родителей с детьми разных возрастов. Связь поколений, о которой размышляют авторы, передавая привет из 1917 года в день сегодняшний, была наглядно поддержана зрителями. Это со всей очевидностью доказывает, что связь времен и поколений не прерывается, а интерес к отечественной истории никогда не иссякнет.