РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Прошла конференция, посвященная «зоопарку ненависти»
20.01.2020

Прошла конференция, посвященная «зоопарку ненависти»


17-18 января 2020 года в Профессорской аудитории РГГУ прошла научная конференция «Бестиарий ненависти» (RES et VERBA-9)». «Бестиарии» – научные встречи, на которых изучаются бестиарные коды мировой культуры – проходят в РГГУ с 2011 года. Организует их Институт филологии и истории РГГУ совместно с Институтом мировой литературы имени А. М. Горького РАН. Вся программа, в рамках которой идут эти конференции, носит название «RES et VERBA», и все больше становится похожей на творческую лабораторию.

Оргкомитет (профессор ИФИ Александр Махов и Ольга Довгий) каждый год придумывает новую тему. «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», «Бестиарий и стихии», «Риторика бестиарности», «Бестиарный код культуры», «Пять чувств: люди и звери», «Бестиарий движений», «Бестиарий антитез», «Бестарий как ars combinatorica» – такова тематика предыдущих восьми встреч.

Девятая встреча была посвящена бестиарию ненависти, неотъемлемого компонента внутреннего мира человека. В центре внимания участников оказался «зоопарк ненависти» - круг животных, символизирующих разные стороны ненависти и агрессии. Бестиарная символика ненависти в литературе и изобразительном искусстве: взаимодействие и взаимопереходы словесного и визуального, бестиарные моменты агрессивного поведения, бестиарная жестика и мимика ненависти в разных культурах – эти вопросы обсуждались в течение двух дней.

Как всегда, встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из Москвы (РГГУ, ИМЛИ, МГУ, ИВИ РАН, МПГУ, МГОУ, МГЛУ, Литинститута, НИУ ВШЭ, РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербурга, Владимира. За два дня было заслушано 26 докладов.

За годы существования бестиарного движения выработался привычный ритм работы конференций, сложилась их структура. В основу программы, как всегда, были положены хронологический и географический принципы. В первый день речь шла в основном о западноевропейской культуре. Большинство докладов сопровождалось уникальными визуальными материалами.

Открыл конференцию доклад Ивана Миролюбова (Московский государственный объединённый музей-заповедник), посвященный сообщениям нарративной традиции о домашних животных ряда римских императоров. Императоры Домициан, Каракалла и Элагабал проявляли большой интерес к хищникам из семейства кошачьих, а император Галерий, по данным апологета Лактанция, держал у себя медведей-людоедов. Наличие любимца-хищника является не только свидетельством личного предпочтения конкретного императора, но и своеобразным топосом в биографии «плохого» императора.

  • Доклад Ольги Тогоевой (ИВИ РАН), основанный на английских антиведовских памфлетах раннего Нового времени», был посвящен анализу бестиария английских ведьм раннего Нового времени, а именно их личных демонов – фамилиаров (familiars), обычно принимавших облик различных животных.
  • Карина Ибрагимова (МГУ) посвятила свой доклад анализу бестиарных образов в двух произведениях в жанре шотландской придворной перебранки – «Перебранке Данбара и Кеннеди» (Flyting of Dunbar and Kennedy, 1507) и «Перебранке Монтгомери и Полварта» (The Flyting betwixt Montgomerie and Polwart, ок. 1583-1598). Стремясь задеть друг друга, противники придумывали самые разные прозвища, как правило, бестиарные. <
  • Антон Нестеров (МГЛУ) развернул перед собравшимися панораму совиных образов в европейском искусстве XVI-XVII веков, подтвердившую известную формулу «совы не то, чем они кажутся».
  • Евгений Пчелов (ИИЕТ РАН) показал, что и на звездном небе идет постоянная война, и рассказал о некоторых сюжетах, связанных с ненавистью среди созвездий.
  • Александр Махов (РГГУ-ИМЛИ РАН) продолжил тему неожиданных открытий в области звериной топики в связи с ненавистью. Его доклад был посвящен интерпретации образов рыб у Плутарха, орла у Эразма Роттердамского, крокодила у Лафатера.
  • Татьяна Бондарева-Кутаренкова (РГГУ) рассказала об использовании бестиарных образов в плакатах Гражданской войны в России, привела впечатляющие примеры разжигания ненависти при помощи звериных образов как белыми, так и красными.

Вечернее заседание первого дня открыл доклад Бориса Соколова (РГГУ), посвященный поэтике гнева гнева и страха в итальянской садовой скульптуре XVI века.

  • Даниил Зеленин (НИУ ВШЭ, СПб) рассказал о дискурсах животного гнева и ненависти в эмблематике на материале «Книги эмблем» Андреа Альчиато.
  • Игорь Пешков ( Москва) сосредоточил свое внимание на интерпретации «звериной маски ненависти» титульного листа книги «Грина на грош ума».
Далее следовали два «тигрных» доклада:

Татьяна Гуревич (Москва), посвятившая доклад «злобе диких кошек» у Томаса Де Квинси, представила «тигра из ада врат», созданного английским романтиком, а Марина Фролова (МГУ) рассказала о символике тигра, одной из ключевых фигур индонезийского фольклора, и развитии «тигриной концепции» в индонезийской литературе вплоть до XXI века.

  • Ольга Кулагина (МПГУ) перенесла слушателей в мир Жака Превера и привела яркие примеры бестиарной вражды в его сочинениях.
  • Ольга Федунина (ИМЛИ РАН) рассказала о сложных взаимодействиях в паре «преступник-ищейка», часто выражаемых в бестиарных категориях, на материале соцреалистической криминальной литературы.
  • Ярослава Муратова (Литинститут) проанализировала раскрытие темы ненависти и агрессии в современной британской литературе на примере новеллы Иэна Макъюэна «Таракан».

Первое отделение субботнего дня традиционно было посвящено русской классической литературе.

  • Андрей Каравашкин (РГГУ- ИМЛИ РАН) представил богатый материал для систематизации бестиарных образов в полемических текстах Ивана Грозного.
  • Доклад Ольги Кузнецовой (МГУ) был посвящен соотнесению образа лягушки со смертными грехами в русских гравюрах и старообрядческих лубках.
  • Татьяна Алпатова (МГОУ) познакомила слушателей с исследованием бестиарного «злодейского» кода русской трагедии классицизма – прежде всего, на материале корпуса трагедий А.П. Сумарокова.
  • Владимир Коровин (МГУ) дал впечатляющие примеры бестиарных образов мщения в переложениях русских поэтов XVIII века второй песни Моисея (Втор 32:1–43).
  • Ольга Довгий (МГУ-РГГУ) показала, что граф Хвостов действительно «глубок, игрив и разен» на примере неожиданных поворотов в трактовке темы бестиарной ненависти в его сочинениях.
  • Татьяна Дячук (РГПУ им. А.И. Герцена, СПб) рассказала о трагических страницах в биографии писателя Глеба Успенского: одним из проявлений его душевной болезни было устойчивое бестиарное самоуподобление.
  • Заключительное отделение конференции открыл доклад Галины Зыковой (МГУ), посвященный многообразию функций насекомых в поэтике Всеволода Некрасова, в частности – семантике тли и саранчи.
  • Мария Надъярных (ИМЛИ РАН) посвятила выступление бестиарным образам в латиноамериканском романе о диктаторе.
  • Гульчира Гарипова (ВлГУ) на материале романов Петра Алешковского «Рыба. История одной миграции» и Дмитрия Липскерова «Последний сон разума» показала роль бестиарных образов в преодолении ненависти.
  • Инар Искендирова (МГУ) сосредоточилась на интерпретации космического образа Сердца Змеи в одноименной повести Ивана Ефремова.
  • Ольга Клещевич (Санкт-Петербург) показала, как бестиарные образы ненависти и непримиримой борьбы создают неповторимую игру, олицетворяющую алхимический теургический процесс, помогая неофитам постигать аллюзии герметической мудрости, которыми изобилуют алхимические трактаты.
Все доклады сопровождались дискуссиями, в процессе которых рождались новые идеи и комбинации смыслов.

Как и на предыдущих бестиариях, принципиально не было деления на секции; все слушали всех. Как отметила Галина Зыкова, «чувствовалось, что у всех общая почва; из разного материала складывалась единая картинка».

За восемь лет возник постоянный состав участников, но каждый год появляются новые имена. Всегда радует присутствие на конференции студентов, которым интересно, чем занимаются их преподаватели в свободное от лекций-семинаров время.Каждый, кто хоть раз побывал на бестиарной конференции, отмечает особую атмосферу этих встреч. Сочетание неформального, дружеского общения с высоким уровнем докладов, нестандартные повороты в развитии тем, живость дискуссий – все это было и на девятом бестиарии.

По материалам конференций издаются сборники научных статей, которые выложены в свободный доступ на сайте Academia.edu.