Коллективная монография* представлена авторами – философами и культурологами РГГУ, - каждый их которых стремится войти в диалог с читателем. В центр исследовательского интереса поставлена современная гуманитаристика в ее отношении к проблемам преподавания и обучения, к традициям прошлого и новациям наших дней. Тексты, размещенные в монографии, выстроены по двум направлениям.
Первое направление включает в себя обращение к гуманитарным проблемам преподавания и обучения в университете, к традициям прошлого и новациям наших дней, с опорой на зарубежное и отечественное культурное наследие. Авторы предлагают рассмотреть современное образование под разными углами: как поиск моделей (Е.Н. Ивахненко) и практик ( Н.И. Кузнецова) гуманитарной университетской подготовки студентов; как обращение к отечественному опыту построения университетского образования с опорой на принцип неразрывной связи педагогики с ее философскими основаниями (В.В. Сербиненко); как ретроспективный образ европейский и российских художественно-эстетических традиций педагогики высшей школы (Л.С. Ершова); как гибкую и мобильную концептосферу философии культуры, повернутую в сторону современной философии образования и просвещения (И.В. Кондаков); а также – как возможность включения в гуманитарный цикл истории понятий, почерпнутой из неевропейских культурных паттернов (С.Д. Серебряный).
Второе направление исследования отдано фундаментальным теоретическим вопросам, актуальность которых определяется не временными рамкам сегодняшнего дня, а фундаментальностью сопутствующих всей истории культуры и образования философских проблем: духовности как абсолюной точки отсчета человеческого существования ( В.Д, Губин, Е.Н. Некрасова); познания и понимания истины с позиции эпистемологии сознания ( В.П. Филатов) и поиска онтологических оснований в отечественной философии ( О.В. Марченко); осмысления религиозного опыта в рамках концепции «безусловного» (С.А. Коначева); а также обращения к базисным феноменам человеческого сознания и коммуникации (В.И. Молчанов).
* Культура и образование в современных философских исследованиях/ Под ред Ивахненко Е.Н., Губина В. Д.. — М.: Издательский центр РГГУ, 2018. — 248 с. ISBN: 978-5-7281-2060-5