Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научной конференции Пятнадцатые Таврические философские чтения «Анахарсис». 17.09.19.–19.09.19 Крым г. Судак
Основное тематическое направление работы конференции: «Прагматика философского текста»
Планируется работа 4 секций и 2 круглых столов:
Перформативный потенциал философского текста
Диалог как философская практика
Логика и аргументация в философском тексте
Этический кодекс как философский текст
Круглый стол «Научный текст – история и современность»
Круглый стол «Прагматика и семантика религиозных и церковных текстов»
Чтения пройдут на морском побережье, в Крыму в г. Судак с 17.09.19 по 19.09.19.
В связи с подачей грантовой заявки на проведение научного мероприятия, просим прислать примерные темы докладов до 17.02.2019.
Конференция «Прагматика философского текста» направлена на исследование действенной, деятельностной стороны философского знания. Фундаментальная проблема связи философии с действительностью приобрела особую актуальность в условиях электронной культуры, когда общедоступность текстов позволяет говорить о легкости, с которой идея может овладевать массами. Каков действенный потенциал философского текста? Что значит «претворить философию в жизнь»? Как формируется картина мира современного молодого человека? В ответах на эти вопросы философию можно редуцировать к науке и выявлять практику, соответствующую философской теории. А можно сблизить философию с художественным творчеством и искать поэтические основания философской деятельности. Организаторы конференции исходят из тезиса о наличии у философского знания нередуцируемой специфики и опираются при этом на текстовый подход, который сможет обеспечить необходимую предметную определенность исследований. В его рамках возможно осуществление и междисциплинарных, и узкопрофессиональных исследований, способных показать разные аспекты проблемы философской практики и прагматики, отличить философский текст от научного, художественного, религиозного, политического и др., а также выявить самые разные аспекты философской текстовой деятельности. И постановка, и поиски путей решения проблем философской практики и прагматики будут способствовать оптимизации процессов в издательской, образовательной, идеологической деятельности, а также в работе с молодежью – в ходе формирования критического мышления и способности противостоять воздействию манипулятивных цифровых технологий.
Планируется работа 4 секций и 2 круглых столов:
1. Перформативный потенциал философского текста (модераторы: д.ф.н. Псху Р. В. (Москва РУДН), д.ф.н. Рыскельдиева Л. Т. (Симферополь КФУ имени В. И. Вернадского))
Философский текст требует учета своей языковой специфики и особых навыков понимания. С какой целью он создается и какое воздействие оказывает на читателя? Какова социально значимая роль философских текстов в разных культурах? Применима ли к философскому тексту теория речевых действий? Можно ли воздействовать текстом? Связано ли такое действие с практикой перформанса в современном искусстве? Предполагается, что в ответе на эти вопросы могут появиться контуры такой теории философского текста, которая не будет редуцировать его ни к одному из других типов.
Кроме того, возможно будет обнаружение внутренних, имплицитных механизмов его воздействия на читателя и порождения каких-то видов практики.
2. Диалог как философская практика (модераторы: к.ф.н. Зарапин О. В. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского), к.ф.н. Шиян А. А. (Москва, РГГУ)).
Диалог – важнейшее понятие современной философии. Вместе с тем в качестве классической практики философствования диалог задал образец соотношения философа и общества, преподавателя и студента, автора философского текста и его читателя. Что такое диалог как форма общения в прошлом и сегодня, в эпоху цифровой коммуникации? В чем актуальность философии диалога? Что есть философский текст с точки зрения диалога автора и читателя? Каковы предпосылки историко-философского подхода к интерпретации как диалогу настоящего и прошлого? Почему созданный в древности философский текст привлекает наше внимание сегодня и возможен ли диалог интерпретаций как альтернатива конфликту? Как возможен диалог философии и науки, философии и религии, философии и искусства? Что означает понятие «диалог культур» в эпоху глобализации и можно ли говорить о диалоге философских культур? Эти и другие вопросы способствуют выявлению прагматики философского текста с точки зрения диалога как философской практики, актуальной в академических исследованиях, преподавательской работе и общественной жизни.
3. Логика и аргументация в философском тексте (модераторы: д.ф.н. Лисанюк Е. Н. (СанктПетербург, СПбГУ), к.ф.н. Шапиро О. А. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского))
Аргументация играет важную роль в порождении философского текста автором и в понимании его читателем. Почему одни аргументы слабые, а другие – сильные? Как отыскать баланс между доказательностью и убедительностью? Мы предлагаем обсудить две группы вопросов: о роли автора и читателя в порождении и понимании аргументации в философском тексте и о логике аргументации в этих процессах. Чем отличаются аргументативные стратегии авторов, принадлежащих различным историческим эпохам и культурам? Имеют ли нечто общее между собой правила и механизмы порождения аргумента в интеллекте автора, предъявление аргументации в философском тексте и ее понимание читателем? Существует ли логика аргументации? Что реконструируют современные протоколы аргументации - порождение аргументации автором или ее понимание читателем? Мы надеемся, что обсуждение этих вопросов откроет новые горизонты в изучении аргументации и внесет вклад в создание инновационных подходов и методик обучения логике, критической аргументации и дизайн-мышлению.
4. Этический кодекс как философский текст (модераторы: д.ф.н. Шоркин А. Д. (Симферополь, КФУ имени В. И. Вернадского), к.ф.н. Перов В. Ю. (Санкт-Петербург, СПбГУ)).
Сегодня существует большое количество разнообразных корпоративных и профессиональных этических документов (клятвы, декларации, собственно кодексы и т.д.), которые призваны нормативно регулировать нравственные отношения и моральное поведение. Находят ли в них отражение основные положения, проблемы современной философской этики, а также дискуссии, идущие в ее рамках? Можно ли в нормативных этических документах обнаружить отголоски этических споров и дискуссий или их содержание должно выглядеть как недвусмысленное руководство к правильному этическому поведению? Или любая сопряженность с морально- философским содержанием является избыточным для этических кодексов? Эти и связанные с ними проблемы представляют не только теоретический, но и практический интерес для современной этики.
Круглый стол «Научный текст – история и современность» (модераторы: д.ф.н. Шиповалова Л.В. (Санкт-Петербург, СПбГУ), Шкорубская Е.Г. (Симферополь, КФУ им. В. И. Вернадского))
Предлагается обсудить вопросы, относящиеся к специфике научных текстов со времени становления науки как социального института до современности. Каковы критерии научности, выражаемые в
тексте, как они меняются в истории и насколько подвержены влиянию современной ситуации постистины? Как изменяются такие характеристики научности как объективность, новизна, доказательность, рефлексивность и др. в зависимости от конкретной формы научного текста и от научной дисциплины? Насколько трансформируют научный текст современные требования оценки научной эффективности, связанные с публикационной активностью, и как можно им противостоять? Чем отличается научный текст как средство внутри научной коммуникации от представления посредством текста научных идей в образовательном пространстве и во внешней научной коммуникации с непрофессионалами? Коль скоро научный текст остается способом репрезентации научной деятельности, ее легитимации в общественном сознании, актуальность этих и других вопросы, предлагаемых к обсуждению на круглом столе, сложно переоценить.
Круглый стол «Прагматика и семантика религиозных и церковных текстов» (модераторы: д.ф.н. Грива О. А. (Симферополь, КФУ им. В. И. Вернадского), к.ф.н. Катречко С. Л. (Москва, РПУ Св. И.Богослова)).
Сакральные тексты, тексты религиозного характера, а также церковные документы, всегда составляли особую группу источников. Являясь многоплановыми и сложносоставными, они представляют интерес не только для тех, кому непосредственно адресованы, но и для исследователей религиоведов, философов, теологов, психологов. Выявляя их действенный потенциал, такого рода тексты важно подвергать анализу с целью выделения семантического и прагматического аспектов, поискам в них идеального и субъективного. С практической точки зрения, особенно нуждаются в анализе тексты, рождающиеся на сломе эпох, во время церковных расколов и других катаклизмов религиозного и церковного характера.
Формы участия: - пленарный доклад - доклад на секции - выступление на круглом столе - стендовый доклад
Важные даты: 17.02.2019 – окончание приема заявок на участие. 01.04.2019 – окончание приёма тезисов докладов 17-19.09.2019 – конференция. 15.10.2019 – окончание приема текстов статей.
По результатам работы конференции планируется публикация статей в журнале «Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология» (РИНЦ, ВАК).
Важные даты:
Заявки, тезисы и тексты статей принимаются по адресу
anacharsis@rambler.ru. Требования к оформлению заявок и тезисов – в приложении. По всем вопросам обращаться:
anacharsis@rambler.ru, тел. +7 978 893 28 53 (Елена Геннадьевна Шкорубская, секретарь оргкомитета конференции)
Председатель оргкомитета Чтений, д. ф. н. Шоркин А. Д.
Председатель программного комитета Чтений д.ф.н. Рыскельдиева Л.Т.
Приложение 1
Шаблон оформления тезисов:
Название тезисов
Фамилия И.О.
Учёное звание, степень
Место работы / учёба
(Город, страна)
УДК
Аннотация на русском языке. Шрифт – Times New Roman, 12, курсив. Интервал одинарный
Ключевые слова
Thesis title
Surname N.P.
Academic title, degree
Place of work / study
(City, country)
Abstract Шрифт – Times New Roman, 12, курсив. Интервал одинарный
Keywords
Основной текст тезисов. Размер – до 6000 знаков. Шрифт – Times New Roman, 12. Интервал одинарный, поля 2 см со всех сторон.
Список литературы (если необходимо) приводится после основного текста, нумерованный, источники – в порядке упоминания. Постраничные сноски – содержательные.
Форма заявки:
ФИО
Ученая степень/звание
Должность (курс и направление подготовки – для студентов, аспирантов)
Место работы (учёбы), адрес
Название доклада
Предпочитаемая секция
Е-mail, телефон
Контактный адрес