29 января 2019 года состоялось заседание Ученого совета РГГУ. На повестку были вынесены следующие вопросы: доклад президента РГГУ Е.И. Пивовара «Роль и место РГГУ в научно–образовательной интеграции на евразийском пространстве»; утверждение Правил приема в Гуманитарный колледж РГГУ и филиал РГГУ в г. Домодедово по образовательным программам среднего профессионального образования на 2019 г.; переименование кафедры специальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в кафедру психологии семьи и детства; представление к ученому званию доцента Б.И. Антонова по научной специальности 12.00.10 – Международное право; европейское право; утверждение стоимости обучения по образовательным программам высшего образования по договору об оказании платных образовательных услуг для продолжающих обучение на 2 семестр 2018/2019 уч.г.; утверждение новых дополнительных образовательных программ, рекомендованных к реализации в РГГУ; утверждение стоимости обучения по дополнительным образовательным программам; утверждение председателей аттестационных комиссий по дополнительным профессиональным образовательным программам на 2019 г.
Перед началом заседания ректор РГГУ А.Б. Безбородов поздравил коллег из Института экономики, управления и права, Института массмедиа и Института филологии и истории, отметив, что именно благодаря их работе РГГУ вошел в перечень лучших вузов Москвы по данным рейтинга компании HeadHunter. Подробнее об этом можно прочитать на сайте РГГУ в разделе новостей.
Также были произнесены поздравления в адрес сотрудника РГГУ А.С. Усачева, который получил гран-при по историческим наукам и стал лауреатом премии Правительства Москвы за двухтомный труд «Книжность в средневековой Руси».
За многолетний добросовестный труд, безупречное отношение к своим обязанностям и в связи с юбилеем была объявлена благодарность профессору кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОиЗР ИАИ РГГУ В.Ф. Пряхину.
С докладом «Роль и место РГГУ в научно–образовательной интеграции на евразийском пространстве» выступил президент РГГУ Е.И. Пивовар. Он напомнил, что университет является одним из ведущих центров изучения постсоветского зарубежья и интеграционных процессов на этом пространстве, а также перечислил структуры, которые занимаются данной тематикой, и перечислил ряд профильных образовательных и научно-исследовательских программ. Ефим Иосифович отметил, что укреплению позиций РГГУ в этой области способствует издание научных трудов, таких, как «Евразийский эмиграционный проект», «Мир российского зарубежья конец XX — начало XXI века», «История и культура Украины», очерки об истории Казахстана, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана. Крайне важна и просветительская работа с молодыми соотечественниками, которые получают от специалистов РГГУ правовые знания, помогающие адаптироваться в той или иной среде.
«Мы стали базовой организацией по историческому образованию во всем СНГ благодаря решению Совета министров иностранных дел стран СНГ, - сообщил Ефим Иосифович. - И мы должны были подготовить план работы в этой области. Но прежде чем об этом плане говорить, я хочу перечислить несколько моментов, которые можно решить, уже обсуждая эту тему на заседании Ученого совета.
Есть определенная проблема - лакуна в координации усилий. Нашим структурам необходимо скоординировать усилия по информированию друг друга о том, что где происходит и что намечается. Также следует активнее лоббировать интересы Института постсоветских и межрегиональных исследований в целом. Мы можем кооперироваться и предлагать на гранты проекты не только отдельных структур, но в которые будут включены и другие участники из числа сотрудников РГГУ. Возможно, надо создать постоянно действующую рабочую группу, которая будет этим заниматься и в которую войдут представители от разных структур, чтобы просто информировать людей о том, что делается, что предполагается в рамках наших проектов.
Кроме того, необходимо решить проблему языковую. Это языки, которые не являются массовыми. Допустим, если я соберу желающих обучиться казахскому языку с кафедры нашей нашего Института и кафедры ближнего зарубежья истфака, я наберу шесть человек. Это реальность. Мало того, есть проблема и с кадрами преподавателей, их тоже очень трудно найти, их очень мало. Поэтому на этот вопрос следует обратить пристальное внимание.
В мае месяце мы должны подготовить общий проект плана по СНГ. Пока я предлагаю вам показать ту часть плана, которую делает сам РГГУ или вместе со своими партнерами.
Тут есть несколько структурных вещей, которые мы запланировали. Уже полтора года проводим онлайн конференции, и их следует продолжать. Мы провели два проекта, первый — совместно с белорусскими историками будет издано учебное пособие для студентов и для преподавателей истории. С узбекскими историками мы тоже достигли договоренностей о реализации подобного проекта. Идет подготовка к трем двусторонним форумам: Россия-Франция, Россия-Германия, Россия и страны СНГ. Мы проводили и продолжим проводить студенческую конференцию, будет еще целый ряд научно-просветительских мероприятий.
Ну и, конечно, надо укреплять работу Управления по международному сотрудничеству РГГУ в области гуманитарного сотрудничества со странами постсоветского зарубежья. Нам нужна одна ставка, которая могла бы быть использована для контроля за действиями в области реализации этой задачи РГГУ как базовой организации исторического образования на постсоветском пространстве. И мы будем привлекать все структуры, которые этим занимаются, для того, чтобы реализовать данный план».
Ректор А.Б. Безбородов поблагодарил Е.И. Пивовара и коротко прокомментировал его доклад.
«Действительно, и к Институту постсоветских и межрегиональных исследований, и к РГГУ в целом в этом ключе прослеживается повышенный интерес на постсоветском пространстве. Недаром в Институте только за последние два года возникла и магистратура, и бакалавриат. И некоторые процессы, структурные в том числе, которые мы развивали на других площадках, сейчас очень органично включаются в ткань, канву Института. Видимо, коллективы, которые трудятся там, обладают определенным магнетизмом, поэтому международные связи дополняются еще и внутренними, довольно крепкими.
Особняком стоит вопрос об иностранных языках, на которых говорят люди бывшего Советского Союза, постсоветского зарубежья. Согласен, что их сложно полноценно преподавать, к тому же, у нас существуют финансовые ограничения, но тем не менее. Конечно, группы по изучению казахского, украинского, таджикского или армянского языков не будут большими. Но мы прекрасно знаем, как важно знать эти языки, когда мы работаем здесь, в Москве, с коллегами из этих стран или приезжаем туда. Поэтому я просил бы Ученый совет с пониманием отнестись к той мысли, которую уже здесь высказывали.
В недалеком будущем следует оформить и решением Ученого совета обозначить эти группы как важные, выходящие из общей линейки требований университета к необходимости наличия 15 или 20 человек для полноценного финансирования их работы. Группы эти будут поменьше. Уверен, что Институт, возглавляемый Ефимом Иосифовичем Пивоваром, будет стремиться их увеличить, но в любом случае мы должны эти языки поддержать. Иначе о каком влиянии на постсоветском пространстве может идти речь?».
По итогам заседания Ученого совета были приняты следующие основные решения:
· Утвердить Правила приема в Гуманитарный колледж РГГУ и филиал РГГУ в г. Домодедово по образовательным программам среднего профессионального образования на 2019 г.
· Переименовать кафедру специальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в кафедру психологии семьи и детства.
· Представить к ученому званию доцента Антонова Бориса Александровича по научной специальности 12.00.10 – Международное право; европейское право.
· Утвердить стоимость обучения по образовательным программам высшего образования по договору об оказании платных образовательных услуг для продолжающих обучение на 2 семестр 2018/2019 уч.г.
· Утвердить новые дополнительные образовательные программы, рекомендованные к реализации в РГГУ.
· Утвердить стоимость обучения по дополнительным образовательным программам.
· Утвердить председателей аттестационных комиссий по дополнительным профессиональным образовательным программам на 2019г.