16 января 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранного языка в дихотомии ‘базовый – профессиональный’ уровни в гуманитарном вузе», организованная кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ РГГУ.
В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, представители ряда российских вузов – Института международных отношений МГЛУ, МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, а также зарубежные гости.
В представленных докладах дихотомия «базовый-профессиональный» при обучении иностранным языкам была рассмотрена в рамках меняющейся концепции образования, в частности, в контексте непрерывного образования.
Отмечалось, что совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях ориентации на развитие профессиональной личности обусловлено многими факторами, среди которых одним из важнейших является мотивация. Были изложены результаты проведенных эмпирических исследований с использованием методик психолого-педагогической диагностики. Анализировались результаты серии экспериментов и их корреляция с индивидуальными особенностями овладения иностранным языком, а также динамика мотивационной готовности к профессиональной деятельности в системе «базовый-профильно-ориентированный» уровни.
В ряде презентаций затрагивались проблемы дискурсивных практик, к которым, как полагают некоторые исследователи, сводится деятельность людей. Был сделан вывод, что структуры дискурсивных практик различаются в зависимости от уровня организации мышления или культуры, а скрытые структуры мышления определяют порядок воплощения «вещей» в «словах». Язык был представлен как источник многих социальных процессов.
В докладах подчеркивалось, что в пространстве университетского дискурса профессиональное мышление и речь становятся целью образования. Соответственно, возрастает и значимость формирования профессиональной лингвокультуры в рамках компетентностной парадигмы.
Рассматривался вопрос роли учебного текста в образовательной деятельности, а также одна из функций учебного текста — предоставить определенную информацию с целью формирования ориентации человека в окружающем мире. Особо отмечалось, что в процессе усвоения учебного текста формируется ориентировочная основа будущей профессиональной деятельности студентов.
Скрупулезному анализу было подвергнуто изменение сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». Это изменение явилось результатом смещения ключевых акцентов на стадии нынешнего состояния университетской парадигмы.
Были представлены исследования, посвященные проблемам лексикологии, стилистики, грамматики. Рассматривались возможности внедрения в учебный процесс игровых технологий, анализировалась текстовая продукция в рамках Общеевропейского стандарта оценки языковой компетенции (CECR).
Результаты научных исследований преподавателей будут внедрены в учебный процесс.