27 ноября 2018 года состоялось заседание Ученого совета РГГУ. На повестку были вынесены следующие вопросы: вручение адреса в связи с юбилеем заведующему Медицинским пунктом РГГУ В.Н. Трещалину; международная деятельность в РГГУ.
Открывая заседание, ректор РГГУ А.Б. Безбородов от имени Ученого совета поздравил заведующего Медицинским пунктом Вадима Николаевича Трещалина с юбилейной датой и пожелал ему успехов в профессиональной деятельности.
Также было объявлено о вступлении в должность советника при ректорате РГГУ по безопасности Николая Николаевича Трифонова.
Доклад проректора по международному сотрудничеству В.И. Заботкиной был посвящен подведению итогов международной деятельности РГГУ за последние полгода и перспективам ее развития.
«Международное сотрудничество является частью внедряемой в РГГУ стратегии интернационализации, она направлена на развитие экспорта российского образования на международном образовательном рынке, на повышение конкурентоспособности РГГУ, на укрепление его позиций как в отечественной, так и в зарубежной науке и образовании, на дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное пространство, - напомнила Вера Ивановна. - Мы имеем престижный международный профиль. На 2018 год РГГУ зарегистрирован в следующих мировых рейтингах - Times Higher Education, Round university ranking, QS world university ranking, рейтинг лучших вузов России от Expert, Национальный рейтинг университетов. Хочу отметить, что в Round university ranking мы заняли 300-е место в мире по репутации. Репутация РГГУ иногда обгоняет некоторые наши реальные достижения, но очень важно, что мы известны в мире, может быть, даже в большей степени, чем внутри страны.
РГГУ сотрудничает с такими международными организациями, как ООН, у нас функционирует кафедра ЮНЕСКО, успешно реализован проект ЮНИСЕФ по повышению квалификации уполномоченного по правам ребенка. В 2018 году мы заключили 213 договоров с университетами Америки, Азии, Африки, Австралии. Из наших партнеров 25 вузов входят в число 200 ведущих университетов мира по Шанхайскому рейтингу.
Наша деятельность структурирована в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2017 года о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Правительство РФ поставило задачу к 2024 году увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Соответственно, мы планируем к 2024 году двукратное увеличение количества иностранных студентов: сейчас у нас 680 иностранных студентов на полном курсе обучения, и мы планируем довести эту цифру до 1350. Это делается в рамках Приоритетного правительственного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования”, который стартовал в 2017 году и в который входит РГГУ.
Остановлюсь подробно на иностранном контингенте последнего семестра. Итак, количество иностранных студентов на данный момент на полном курсе обучения – 680. Иностранных стажеров в рамках договоров – 74. Иностранных преподавателей - 27. Иностранцев, прибывших по направлению научно-технических связей, - 53. Больше всего иностранных студентов – из Украины, Узбекистана, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Китая, затем Армения, Туркменистан, Франция, Германия, в меньшей степени Италия. Наиболее талантливых мы убеждаем остаться работать в России.
Перейдем к реализации задач Приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования” по моделям, разработанным в рамках этого проекта.
Первое – внутренняя интернационализация, это модель, которая была определена еще Министерством образования и науки. Здесь большую роль играют международные центры РГГУ, которых у нас 18. Все они активно работают на привлечение иностранных студентов, курсы читаются на иностранных языках. За отчетный период были организованы и проведены различные международные мероприятия, состоялось более 30 представительских визитов иностранных делегаций в рамках деятельности центров из Австрии, Аргентины, Великобритании, Бельгии, Германии, Индии и т.д.
Сейчас у нас читается 38 курсов на иностранных языках. Этого недостаточно для привлечения студентов из европейских стран или из той же Индии. Мы планируем повысить количество этих курсов до 50, желательно в следующем семестре. У нас есть потенциал, и, кроме того, есть эффективный контракт, который мотивирует преподавателей на чтение лекций на иностранных языках, в основном, на английском.
Важный компонент внутренней интернационализации - это социокультурная адаптация иностранных студентов. Наша программа адаптации направлена на улучшение разговорных навыков на русском языке, повышение уровня позитивно-культурной осведомленности и разрушение стереотипного мышления. В осеннем семестре этого года для иностранных студентов был организован ряд мероприятий, в том числе Welcome party и программа «Тандем», в ходе которых русские и иностранные студенты совместно изучали язык. Хочу поблагодарить Ольгу Витальевну Самогородецкую, которая организовала прекрасные экскурсии иностранных студентов в музеи-заповедники, где они познакомились с творчеством Тютчева, Аксакова, погрузились в дворянский быт России 19-го века.
Еще один важный момент по поводу внутренней интернационализации: в РГГУ открыта горячая линия для оказания психологической помощи иностранным студентам. К сожалению, пока помощь оказывается только по электронной почте, надеюсь, вскоре получится организовать и телефонную линию.
Одним из факторов повышения количества иностранных студентов является академическая мобильность. От нас за границу в этом полугодии были направлены 103 преподавателя, более 90 студентов и аспирантов прошли зарубежные стажировки в рамках действующих договоров. Исходящая мобильность за последние три года увеличилась от 48 до 90 человек. Рост входящей академической мобильности, к сожалению, не так велик по сравнению с прошлым годом, на два человека больше.
Большое значение мы уделяем краткосрочной мобильности в рамках программы Эразмус+. У нас заключено 19 договоров с ведущими университетами Европы. В рамках этих договоров мы можем (помимо полугодового обучения студентов) направлять наших преподавателей для чтения лекций и приглашать к нам преподавателей оттуда, за счет гранта Евросоюза.
Вторая модель – совместная международная образовательная программа как инструмент привлечения иностранных студентов. Здесь мы опережаем многие университеты по программам двойных дипломов. Новые международные и аспирантские программы двойных дипломов включают архивоведение, документоведение, документационное обеспечение. Также у нас есть уникальная совместная аспирантская программа с Фрайбургом, летом она была продлена еще на 4 года. РГГУ первым в России создал подобную совместную аспирантуру, структурированную, последовательную и очень успешную.
В рамках интернационализации мы реализуем уникальный социально-значимый проект по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. Здесь следует поблагодарить Ефима Иосифовича Пивовара и Александра Станиславовича Левченкова за важную работу, которая ведется совместно с МИДом. Регулярно проводится тренинговая программа “Правовые исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников”.
Важным проектом является продвижение русского языка за рубежом. У нас успешно реализуется проект “Русский язык в контексте современной российской культуры” в рамках сотрудничества с фондом “Русский мир” и автономной некоммерческой организацией “Русская гуманитарная миссия”. С ноября 2017 года на базе палестинского университета Аль Истикляль было проведено обучение по программе дополнительного образования “Русский язык в контексте современной российской культуры”. В рамках продвижения русского языка в РГГУ на базе МУНЦ русского языка ежегодно проводятся две зимние и три летние школы по русскому языку, в которых принимают участие студенты из США, Италии, Швейцарии, Германии и других стран. Наш Центр изучения русского языка как иностранного делает колоссальную работу по продвижению русского языка. Мы ставим целью увеличить количество школ до семи, и уже сейчас есть желающие, в основном, из США, Италии, Швейцарии и Германии.
Третья модель – это сетевые университеты. У нас сетевое взаимодействие, мы входим в проект по научной дипломатии в рамках «Горизонта 2020» и здесь руководители - Сорбонна и ЮНЕСКО.
В этом году мы получили статус полноправного члена консорциума университетов в рамках совместной международной магистерской программы по европейской литературной культуре, включая культуру российскую. Это означает, что мы будем принимать на обучение студентов из университетов консорциума - Страсбургского и Болонского университетов, Эльзасского университета, университета имени Аристотеля в Солониках и даже университета Сенегала. Пока у нас нет практики адаптации студентов из Африки, но мы, наверное, должны будем начать заниматься и этим. Мы - единственный российский вуз, который был приглашен в эту программу. Это для нас большая честь.
Онлайн обучение – четвертая модель. Помимо программы “Шанхайские лекции по искусственному интеллекту” мы ставим задачу в этом году сделать еще три онлайн программы: глобализация, российская история, культура и политика, основные концепты и тексты.
Продвижение бренда. Мы участвуем во многих выставках: “Навигатор поступления”, “Московский день профориентации”, “Образование и карьера”, “Моя профессия – мое будущее”, “Глобальная роль российских университетов”, выставка российского образования в Мехико и так далее. Мы принимаем активное участие в продвижении бренда РГГУ, здесь следует поблагодарить Инну Владимировну Музыкантову и Надежду Ивановну Архипову, под руководством которой у нас заметно усилился этот процесс. Разработаны буклеты РГГУ на английском, испанском, немецком и китайском языках. Кроме того, у нас реализовывается более 25 инновационных международных проектов.
Если затрагивать финансовый аспект международной деятельности, возникает вопрос: что дает международная деятельность университету? В 2015 году университет заработал на наших европейских проектах 75 миллионов, в этом году - 53 миллиона. Надеемся, что за счет новых проектов мы сможем увеличить доход от международной деятельности.
Самая главная проблема, связанная с реализацией международного сотрудничества, – недостаток мест для иностранных студентов в общежитии РГГУ. Также в число проблем входит недостаточное владение студентов и преподавателей иностранными языками, неполное признание обучения периодов за рубежом, недостаток программ курсов на английском языке, недостаточная информация на сайте, ассиметрия между количеством студентов выезжающих из РГГУ и приезжающих к нам, различие в академических культурах, различие контроля за качеством образовательных программ, проблема, касающаяся приема иностранных студентов, проживания, психологической поддержки, социокультурной адаптации, проблема финансирования.
Какие перспективы? Увеличение контингента иностранных учащихся в два раза, строительство нового общежития на 1350 мест, увеличение количества мероприятий по рекрутингу иностранных студентов, включая работу с представителями Россотрудничества за рубежом, создание собственной рекрутинговой службы в рамках Управления международных связей. Увеличение показателей международной краткосрочной мобильности от одного семестра до одного года, до 400 человек с каждой стороны. Увеличение числа международных программ, ведущих к получению двух дипломов, к 2024 году до 35. Дальнейшее продвижение русского языка, увеличение численности иностранных преподавателей до 55. Увеличение количества международных сетевых проектов до 10. Увеличение количества международных сетевых научных проектов до 10. Самое главное – это дальнейшее развитие и совершенствование онлайн образования. В 2020 году будет объявлен очередной конкурс по вхождению в группу ведущих университетов, основное условие - наличие у вуза не менее десяти курсов онлайн образования. Это, конечно, большой вызов, но к этому нужно стремиться. Создание под эгидой РГГУ региональных международных консорциумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов в рамках СНГ и Евразийского пространства. Создание благоприятной среды для иностранных студентов, организация серии мероприятий по социально-культурной адаптации, создание Ассоциации иностранных выпускников РГГУ. Необходимо привлекать иностранных студентов - выпускников нашего университета - для будущего сотрудничества».
С презентацией можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Президент РГГУ Е.И. Пивовар коротко прокомментировал заслушанный доклад.
«У нас есть функциональная разделённость, она объективна, и большая часть научной деятельности у нас – международная, - напомнил Ефим Иосифович. - Ещё одно из наших направлений - экспертная работа. Мы работаем и на внешнем контуре: на восточных экономических форумах, на форумах Россия-АСЕАН, российско-чешских форумах и многих других. Например, недавно мы стали базовой организацией СНГ по историческому образованию, и это тоже это очень важное направление. Кроме того, мы входим в значительно большее количество международных комиссий и ассоциаций, чем было перечислено в докладе.
Теперь по поводу проблем. Нам необходимо создавать подготовительное отделение, но для обучающихся на нем людей нужны места в общежитии. При этом надо понимать, что процесс идёт в обратную сторону – знание русского языка подрастающим поколением за рубежом снижается, даже на постсоветском пространстве, не говоря уже о Китае или Иране.
Полностью поддерживаю предложение по поводу продвижения наших профессоров. Нужно иметь определенный пул ученых, чтобы всячески их популяризировать и использовать во благо результаты их деятельности. Кроме того, у нас появилась молодёжь, которая ещё не имеет международного признания, но работа которой, бесспорно, интересна, её тоже надо продвигать. Очень хорошо, что мы сейчас занялись психологической поддержкой иностранных студентов. Это важно и с точки зрения безопасности, и с точки зрения взаимодействия в студенческой среде.
Временя меняются, меняется политическая обстановка в мире, и это тоже необходимо учитывать. Наши иностранные студенты, в основном, представляют страны постсоветского пространства. Казалось бы, мы имеет двойные магистратуры и аспирантуры с ведущими вузами мира, но у нас пока нет ни одной двойной магистратуры с вузами из стран постсоветского пространства. Здесь тоже есть, над чем работать. Международная деятельность РГГУ – одна из характерных черт нашего вуза на протяжении всей его истории, начиная с 1991 года. И эти достижения следует преумножать».
Проректор по непрерывному образованию П.П. Шкаренков прокомментировал доклад В.И. Заботкиной в части онлайн образования. «Если мы не будем уделять серьезного внимания этому вопросу, то через несколько лет, в том числе и на международной арене, мы будет практически незаметны, - подчеркнул Павел Петрович. – Онлайн образование сейчас очень важный тренд в развитии образовательного потенциала страны. Кроме того, для нашего университета это может стать и способом решения некоторых проблем. В частности, можно было бы продумать, как создать подготовительное отделение с помощью онлайн образования. Вкладывание в онлайн-технологии – это дорого, но это быстрее и дешевле, чем строительство общежития. Если профинансировать техническую сторону этого вида деятельности, ее можно было бы наладить в течение года. Здесь у нас есть большой потенциал, но если мы его не используем, мы просто упустим время».
Ректор РГГУ А.Б. Безбородов также высказал свою точку зрения по данному вопросу. «Международная деятельность в РГГУ осуществляется неравномерно, - отметил Александр Борисович. - Есть институты и факультеты, которые десятилетиями занимаются этим, и очень профессионально, эффективно, а есть факультеты и институты, которые этим занимаются слабо или не занимаются совсем. Поэтому данный вопрос постоянно выходит в область управленческих решений. В частности, это вопрос взаимодействия структур: Учебно-методического управления и Управления, которое отвечает за протокол, с Управлением международных связей. Отсутствие должного взаимодействия нередко превращает университет в проходной двор. Мимо РГГУ проезжает высокое должностное лицо и вдруг решает заглянуть в университет! Мы, разумеется, очень гостеприимны, но у меня подобная спонтанность вызывает определенное удивление. Поэтому мы возлагаем большие надежды на проректора по международному сотрудничеству в части улучшения взаимодействия управленческих решений.
Следующий вопрос связан с академической активностью иностранцев. У нас проходит много международных конференций, но еще ни одной сами иностранные студенты рассказывали бы друг другу или нам о том, как они здесь учатся, что им здесь нравится. Хотелось бы, чтобы на такие мероприятия, а также на встречу с ректором, приходили студенты, способные рассказать о том, чем они довольны, как они улучшают свой русский язык, что они получили нового в той или иной сфере гуманитарного или социального знания.
Относительно русского языка как иностранного для иностранцев и наших гостей, а также так называемого подготовительного отделения. Я знакомился с опытом РУДН, он с этой точки зрения образцовый. Сумму, которую РУДН тратит на это из бюджета, я даже называть не буду. Пока у нас есть Международный учебно-научный центр РКИ (Русский как иностранный). Его опыт распространяется внутри университета как позитивный, идущий с большой прибылью. Ставки там бюджетные, и прибыль формируется за счет государственного бюджета. То есть, Центр существует с нарушением финансовой дисциплины. И нет у подготовительного отделения никакого будущего, если на Кировоградской не будет построено общежитие на 1300 с лишним мест. Учредителем финансирование на это пока не предусмотрено. Но увеличение количества мест для проживания иностранных студентов нам так или иначе необходимо, только так мы сможем уверенно войти в 2019 год.
Наблюдается определенная неравномерность развития международного сотрудничества в университете. Незнание иностранных языков профессорско-преподавательским составом является основным ограничителем для выступления наших преподавателей за границей. Было бы целесообразным выделить дополнительные финансы на оплату труда наших преподавателей иностранных языков, которые могут проводить обучение наших же профессоров и в отдельных случаях, студентов.
Онлайн-курсами нельзя злоупотреблять, но без них не будет и движения в образовательном пространстве. Их надо создавать, пока их у нас практически нет».
Также в рамках заседания Ученого совета А.Б. Безбородов поделился размышлениями, связанными с работой последних месяцев.
«Ни для кого не секрет, что в современной высшей школе в последние годы очень усложняются все финансовые административные, кадровые отношения. Они требуют профессионального, взвешенного подхода к происходящему в РГГУ на управленческом уровне. Эффективный контракт – тоже дело нелегкое, не везде он вносит ясность, какие-то сюжеты нуждаются в постоянной корректировке, тем более что в ближайшее время на эффективный контракт перейдут и сотрудники, которых у нас намного больше, чем преподавателей. К нам приходит много новых ученых, преподавателей, которые хотели бы, учитывая нашу заработную плату и морально-психологический климат, связать свою судьбу с РГГУ. Это придает нам дополнительные импульсы, силы. В то же время хотел бы обратить ваше внимание на ряд сюжетов, которые меня очень беспокоят.
По университету регулярно – это традиция многих предшествующих лет – гуляет море непроверенной информации, сплетен, слухов, которые приходится по несколько раз перепроверять, теряя большоеколичество времени. Это серьезно затрудняет и принятие решений, и контроль за исполнением этих решений. У меня огромная просьба: если вам кто-то что-то передает от моего имени или от имени членов ректората, - подойдите ко мне, и мы с вами побеседуем предметно. Мы принимаем немало решений организационного свойства. Они иногда болезненны, но в любом случае качество управленческих решений в РГГУ надо повышать.
Другой вопрос касается практик реализации нашего эффективного контракта. Ему нет еще и года, поэтому мы имеем право в чем-то ошибаться, эти ошибки носят рабочий характер. Мы стараемся корректировать их и поправлять. В последние месяцы я обратил внимание на то, что на целом ряде институтов и факультетов растет социальное расслоение в трудовом коллективе. Допускать этого нельзя. Есть кафедры, где заведующий кафедрой имеет премиальный фонд, распоряжаясь которым, он видит себя премируемым в размере до 100 тысяч рублей, а члены коллектива не дотягивают и до 5 тысяч рублей. Это не нормально. И эта практика вводится все шире и шире. Если это не прекратится, мы будем вынуждены включить премиальный фонд в эффективный контракт. Ответственность за расходование премиального фонда должна быть возложена на ректора и членов ректората. Социальное спокойствие коллектива – это наша общая задача».
По итогам заседания Ученого совета были приняты следующие основные решения:
Принять за основу проект решения Ученого совета РГГУ по докладу проректора по международному сотрудничеству В.И. Заботкиной «О международном сотрудничестве в РГГУ».
Избрать по конкурсу педагогических работников РГГУ: на должность доцента (0,5 ст.) кафедры физического воспитания Лазарева Игоря Викторовича (канд. пед. наук), на должность старшего преподавателя (0,3 ст.) Российско–китайского учебно–научного центра «Институт Конфуция РГГУ» Чжан Жуй.
Представить к ученому званию доцента Белову Татьяну Викторовну по научной специальности 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; Овчинникова Станислава Анатольевича по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.
Утвердить дополнительные образовательные программы повышения квалификации для педагогических и административных работников РГГУ: «Информационные технологии в образовательном процессе – АЭС Управление вузом» (24 часа), «Информационные технологии в образовательном процессе – АЭС Учебные планы» (18 часов).
Переименовать профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации» Института лингвистики РГГУ в профиль «Лингвистика».