РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




14.11.2002

конференция "Живая кукла"

Институт высших гуманитарных исследований РГГУ при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований провел конференцию "Живая кукла"


14.11.2002

конференция "Живая кукла"

Институт высших гуманитарных исследований РГГУ при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований провел конференцию "Живая кукла".

Кукла — изделие человеческих рук, имитирующее / изображающее / воплощающее живое существо (человека, зверя, духа). Отношение к кукле как к живому / оживающему организму характерно для всех стадий и состояний культуры: от архаических культов до современных фантазий о роботах, от детской игры до кукольного театра. На пяти заседаниях данной конференции были рассмотрены следующие проблемы: кукла в архаической традиции, кукла в обряде и народной игре, кукла в театре, кукла в литературе, кукла в современных детских традициях. В обсуждении данных вопросов приняли участие постоянные члены семинара "Фольклор и пост-фольклор: Структура, типология, семиотика" (ИВГИ РГГУ), фольклористы и культурологи из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Шадринска).

О куклах в архаических обрядах и в мифологии, об антропоморфном изображении как символическом двойнике человека (на материале народов Сибири) речь шла в докладах Е.С. Новик и О.Б. Христофоровой (ИВГИ РГГУ). Различные аспекты функционирования кукол в славянском фольклоре (куклы-свертки в народной традиции, ряженый и кукла в ритуальном сюжете похорон, обрядовые куклы летних календарных праздников) рассмотрели И.П. Уварова (Институт искусствознания, Москва), М.Л. Лурье (Гос. педагогическая академия, С.-Петербург) и Е.В. Миненок (ИМЛИ).

Вопрос о разграничении понятий статуя и кукла (в связи с ситуацией "статуя на сцене") стал предметом доклада Н.В. Брагинской, а соотношение модной куклы и манекена обсудила О.Б. Вайнштейн (ИВГИ). На одном из традиционных китайских кукольных представлений и на его глубинном смысле остановилась И.Н. Соломоник (Москва); о статуях, куклах и автоматах в литературе эпохи романтизма рассказала Т.А. Китанина (ИРЛИ). Тема "кукла в литературе" (детской и массовой) была продолжена в докладах М.С. Костюхиной (СПбГУ), Д.Н. Мамедовой (ИЕК РГГУ) и С. Г. Леонтьевой (ИРЛИ). В своем выступлении Г.И. Ратгуз (ИФФ РГГУ) напомнил об эссе Клейста, посвященном марионеткам.

Последнее заседание было целиком посвящено куклам в современных детских играх — доклады М.П. Чередниковой (Ульяновский гос. педагогический университет) и С.Б. Борисова (Шадринский гос. педагогический институт), в детских "страшилках" — доклад В.А. Шевцова (Нижегородский гос. университет).

Многие выступления сопровождались демонстрацией оригинальных видеозаписей; кроме того, на конференции был показан документальный фильм "Духов день" (студия "Синемаскоп", режиссер С.А. Миненок).

О Петербургском музее и о формах работы с традиционной куклой рассказала искусствовед М.А. Мишина; мастерица Н.В. Осипова (Киров) продемонстрировала приемы изготовления русской народной куклы. Способы артикуляции "кукольного голоса" показали актриса московского театра "Бродячий вертеп" Е.А. Слонимская и его режиссер А.Э. Греф.

В заключение конференции состоялось выступление фольклорно-этнографического театра колледжа русской культуры из г. Сургут (Ю.А. Евдокимов, Н.Б. Фисенко, Т.А. Карпачева).


телефон для справок: 250-66-68
сайт "Фольклор/постфольклор" www.ruthenia.ru/folklore