C 22 по 25 января в подмосковном Голицыно прошел Международный научно-методический семинар «Гуманитарная природа образования. Единство двух образовательных моделей». Это уже девятый семинар, проводимый Российским государственным гуманитарным университетом в учебно-методическом центре в Голицыно.
C 22 по 25 января в подмосковном Голицыно прошел Международный научно-методический семинар «Гуманитарная природа образования. Единство двух образовательных моделей». Это уже девятый семинар, проводимый Российским государственным гуманитарным университетом в учебно-методическом центре в Голицыно.
23 января ректор РГГУ Ю.Н. Афанасьев открыл Пленарное заседание семинара. Доклад Ю.Н. Афанасьева был посвящен самым крупным стратегическим проблемам современной системы высшего образования, в конечном счете - философии образования третьего тысячелетия. В своем докладе ректор обозначил проблемы российского образования в целом и текущее положение дел в РГГУ, касаемо перехода в формат «бакалавр-магистр». Ректор обозначил неудачи в сфере облегчения усвоения негуманитарных предметных областей. Главная проблема, по мнению Ю.Н. Афанасьева, в том, что нужно найти необходимое соотношение между специальным, ориентированным на профессиональное применение знанием и знанием общим. Кроме того, была затронута тема текущего положения дел в Университете. В частности, ректор отметил повышение значимости образовательных мультимедиа-продуктов в создании условия конкретной возможности усвоения знаний. Далее, он более подробно остановился на разрабатываемой совместно с Рурским университетом мастерской образовательной программы по культурологии.
После доклада ректора выступили атташе по международному сотрудничеству Посольства Франции в Москве Мишель Зигон («Французские университеты в Болонском процессе»), заведующая отделом Международных связей Министерства образования земли Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ Беттина Йорцик («Болонский процесс и модернизация образования в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия»), сотрудник Института русской и советской кульуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета Хенрике Шмидт («Болонский процесс и мастерские программы Рурского университета»). С анализом итогов изучения и освоения в РГГУ зарубежного опыта современных реформ высшего образования выступила начальник Управления международных связей РГГУ И.В.Карапетянц («Интеграционные процессы в развитии многоуровневого образования за рубежом»). В ходе дискуссии по проблемам, затронутым в докладе ректора и выступлениях участников семинара выступили Н.И. Басовская, Г.А. Белая, Д.П. Бак, Г.С. Кнабе, В.Д. Губин и др.
Вторая половина рабочего дня семинара была посвящена заседанию рабочих групп направлениям «История» (А.Б. Безбородов, А.Б. Каменский, А.Л. Юрганов, А.П. Логунов, О.В. Павленко, И.В. Карапетянц), «Культурология» (Д.П. Бак, Г.И. Зверева, Г.С. Кнабе, С.Ю. Неклюдов, И.В. Баканова) и «Менеджмент» (Н.И. Архипова, М.Е. Этингоф, Ю.Н. Нестеренко, М.Ю. Погудаева). В ходе заседания были еще раз обсуждены и скорректированы проекты образовательных программ по трем направлениям.
В продолжение дискуссии по проблемам образования средствами искусства (которая началась в Голицыно несколько лет назад показом и обсуждением кинофильма «Иван Грозный»), участникам семинара был показан художественный фильм «Тайны дворцовых переворотов» (реж. С. Дружинина). После просмотра с оценкой кинофильма выступили д.и.н., проф. А.Б. Каменский, ректор РГГУ Ю.Н. Афанасьев и киновед О.В. Аронсон.
На пленарном заседании, состоявшемся 24 января, участникам семинара были представлены проекты образовательных программ по направлениям «Культурология» (Д. П. Бак, Г.И. Зверева, С.Ю. Неклюдов), «История» (А.Б. Безбородов), «Менеджмент» (Н.И. Архипова). Во второй половине дня участники разделились на секции, в которых прошло обсуждение представленных проектов и их корректировка с учетом результатов обсуждения.
На последнем пленарном заседании были подведены итоги работы семинара. В заключение выступили Д.П. Бак, А.П. Логунов, С.Г. Шеховцов, В.К. Финн, Г.С. Кнабе, Х. Шмидт и ректор РГГУ Ю.Н. Афанасьев. Выступившие отметили важность и большую практическую ценность проведенного семинара, а также высветили ряд новых проблем, стоящих как перед РГГУ, так и перед всем российским высшим образованием в свете перехода к новой образовательной модели.
Вечером того же дня в рамках культурной программы состоялась встреча с гостем семинара - руководителем московского театра им. Евг. Вахтангова М. А. Ульяновым. Известный актер поведал собравшимся о состоянии российского театра, вспомнил молодость, открыл несколько закулисных тайн, ответил на многочисленные вопросы.