Форум начался с открытия выставки, подготовленной сотрудниками Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, на которой представлены уникальные плакаты сталинской эпохи, демонстрирующие пропагандистские средства и методы идеализации личности Сталина как "отца народов", друга детей и продолжателя дела Ленина и т.д.
Основная цель форума - постижение средствами науки и искусства историко-культурного феномена,
традиционно связываемого с личностью и деятельностью Сталина.
Форум начался с открытия выставки, подготовленной сотрудниками Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, на которой представлены уникальные плакаты сталинской эпохи, демонстрирующие пропагандистские средства и методы идеализации личности Сталина как "отца народов", друга детей и продолжателя дела Ленина и т.д. На выставке представлена как классика жанра, так и редкие экспонаты, отражающие различные аспекты мифотворчества и господства идеологии при тоталитарном режиме. Как заметила куратор выставки Т.Г. Колоскова, по представленным плакатам можно проследить выстраивание новой иерархии вождей СССР, а также эволюцию настроений общества до и после смерти И.В. Сталина.
Центральным событием Форума стала презентация мультимедийного информационно-образовательного проекта "ХХ съезд". Данный проект представляет собой одно из видений универсальной образовательной модели XXI века, когда происходит самостоятельное постижение студентами сущего с помощью преподавателя, а не перемещение знаний из головы преподавателей в головы студентов. На мультимедийном диске "ХХ съезд" представлен не только ХХ съезд, размежевавший эпохи, но совокупность фактов, факторов и явлений, составлявших тот исторический, социальный и идеологический контекст, в котором, подобно грому среди ясного неба, раздался с самой высокой государственной трибуны призыв к разоблачению культа личности Сталина.
В программе "Кино Сталина, Сталин в кино" искусствовед А.М. Шемякин столкнул два кинематографических мира - мир сталинского кино, создающий миф о Сталине и сталинской эпохе, и мир кино постсталинской эпохи (вплоть до нашего времени, представленного фильмом А. Германа "Хрусталев, машину!"), развенчивавшего этот миф. Перед аудиторией прошла история демифологизации образа Сталина с 50-х гг. до 2000-х, построенная на эпизодах из знаковых картин каждого из десятилетий.
Первый день Форума завершился концертом солистов хора РГГУ из г. Иваново, которые исполнили песни сталинской эпохи, среди которых были как военные и патриотические песни, так и романсы.
Серию круглых столов в рамках Научно-образовательного форума "И.В. Сталин: миф, осмысление, преодоление" открыл круглый стол факультета истории, политологии и права ИАИ РГГУ "Формирование образа мира средствами науки и образования в сталинскую эпоху". Главными темами докладов и последующей дискуссии было восприятие "своего" и "чужого" в советском обществе, его закрытость и влияние науки и образования на самоидентификацию общества и государства.
Участники круглого стола "Сталин и гуманитарные науки", проводимого Институтом лингвистики, обсуждали сталинское влияние на языкознание, логику, литературоведение, психиатрию и антропологию. В ходе обсуждения разгорелась бурная дискуссия по поводу сталинского учения о нациях, сыгравшего решающую роль в укреплении марксистского влияния на гуманитарные науки.
Участники круглого стола "Память науки: биология в сталинскую эпоху", в числе которых были член-корреспондент РАН Л.М. Чайлахян и доктор физико-математических наук В.В. Смолянинов, обсуждали проблемы, обусловившие сталинскую кампанию борьбы с "буржуазной биологией", последствия этой кампании, определившие развитие естественных наук, раскол научного сообщества и судьбы советских ученых.
Участники круглого стола "Проектное мышление сталинской эпохи" под руководством М.П. Одесского обсуждал статус естественных наук при тоталитарном режиме. В ходе обсуждения затрагивались как вопросы онтологического характера, так и культурные феномены гуманитарных наук эпохи. В заключение круглого стола Институт новых образовательных технологий РГГУ представил проект создания и применения учебно-исследовательского комплекса нового поколения на примере материалов по истории тоталитарного режима.
На круглом столе "Сталин и искусство, Сталин и культура", организованном факультетом истории искусства, обсуждался культурологический контекст складывания культа личности, его социокультурные основы и различные аспекты советской культуры сталинской эпохи.
В Институте филологии и истории прошел круглый стол "Сталин и литература" под руководством Г.А. Белой. В обсуждении приняли участие виднейшие исследователи русской истории и литературы, обсудившие специфику литературного процесса и литературного быта сталинской эпохи. После докладов участники конференции проанализировали парадигму социалистического реализма и детерминировавшие его стилистические и художественные факторы. Михаил Вайскопф, автор книги "Писатель Сталин", резюмируя интереснейшую полемику, назвал социалистический реализм направлением системной псевдоправды, основанной на тотальной лжи.
Круглый стол "Иосиф Сталин в технотронных документах" поднял проблему исторического воспитания средствами техники и искусства при тоталитаризме и проанализировал специфику аудиовизуальных и письменных источников советской эпохи и условия, необходимые для их адекватного восприятия. В рамках выступлений участников были продемонстрированы кино- и фотодокументы, CD, Интернет-сайты.
Студенты факультета истории, политологии и права, принимавшие активное участие в Форуме, представили социологический проект "Сталин и сталинизм в представлениях российской молодежи", включавший в себя демонстрацию видеоматериалов, социологических опросов ВЦИОМ, данные соцопросов школьников и студентов Москвы. Проект вызвал живое обсуждение и поднял целый ряд проблем, связанных не только с феноменом Сталина, но и объективностью исторических материалов и фактов, связанных с историей сталинского периода.
Форум завершился мультимедийной презентацией "Иконография Сталина в плакате", представленной доктором К. Вашиком по материалам уникального собрания русских и советских плакатов РГБ, Института русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана и Рурского университета (Бохум, Германия).