Форумы, посвященные творчеству и жизни Андрея Синявского (также известного под псевдонимом «Абрам Терц»), на Западе проходят уже давно.
Форумы, посвященные творчеству и жизни Андрея Синявского (также известного под псевдонимом «Абрам Терц»), на Западе проходят уже давно. По загадочным обстоятельствам, в России такой круглый стол прошел впервые - спустя шесть лет со дня смерти и к 78-летию со дня рождения.
Восходящая звезда советского литературоведения, А.Д. Синявский в 50-е годы стал писать художественную прозу и подпольно передавать ее за границу, где издавался под псевдонимом «Абрам Терц». 10 лет длилась эта опасная игра. КГБ сбилось с ног, ища, как тогда называли его, «двурушника». Когда же он был «разоблачен» и предстал перед судом в феврале 1966 года, то процесс Синявского (и его друга Ю. Даниэля, также печатавшегося на Западе под псевдонимом Николай Аржак) стал поворотным в истории СССР: впервые обвиняемые не признали себя виновными и отстаивали неправомочность политики судить искусство, свободу творчества, за что Синявский получил 7 лет несвободы.
Председатель круглого стола Г.А. Белая, будучи сама хорошо знакома с А.Д. Синявским, в ярких подробностях рассказала присутствующим о ситуации вокруг суда. Ю.Н. Афанасьев, который также общался с Синявским в Париже, в свою очередь высоко оценил творчество русского прозаика, назвав его жизнь и деятельность прекрасным примером для молодых людей, которые собираются идти в науку: «Синявский в русской литературе воплотил весь ее веселый и трагический смысл».
Почетным гостем круглого стола была Мария Васильевна Розанова - жена А.Д. Синявского. М.В. Розанова призвала присутствующих «не прилизывать Андрея Синявского» и «не возвышать Абрама Терца»: «В нем одновременно воплощались хулиган и мыслитель, бандит и литературовед».
На круглом столе была прослушана пленка с записью голоса А.Д. Синявского, выступившего к 100-летию со дня рождения Велимира Хлебникова. Прозвучали слова как мемуарного характера, так и доклады строго посвященные творчеству А.Д. Синявского. Ю.В. Манн, профессор кафедры истории русской литературы ИФИ РГГУ и крупнейший исследователь творчества Н.В. Гоголя, высоко оценил работу «В тени Гоголя», в который Синявский смог «проникнуть в поэтическую материю Гоголя». Директор факультета славистики Колумбийского университета Екатерина Непомнящая в своем анализе романа «Кошкин дом», изданного уже после смерти автора, отметила стилистическую гениальность Синявского, способного любую мелочь превратить в блистательную метафору.