РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




26.11.2003

Школа педагогического мастерства

Школа педагогического мастерства организована в РГГУ для улучшения качества преподавания. Предполагается, что коллектив преподавателей РГГУ будет собираться в Профессорской аудитории, где будут прослушаны несколько докладов самых преподавателей и просмотрены видеонарезки их занятий со студентами. Видеозаписи позволяют изучить и обсудить методы и приемы ведения лекций и семинаров.


26.11.2003

Школа педагогического мастерства

Школа педагогического мастерства организована в РГГУ для улучшения качества преподавания. Предполагается, что коллектив преподавателей РГГУ будет собираться в Профессорской аудитории, где будут прослушаны несколько докладов самых преподавателей и просмотрены видеонарезки их занятий со студентами. Видеозаписи позволяют изучить и обсудить методы и приемы ведения лекций и семинаров. В этот раз разбор своих занятий представили д.ф.н., профессор РГГУ В.И. Подлесская (по курсу «Лингвистическая антропология») и к.ф.н., доцент РГГУ Д.П. Бак (по курсу «История русской литературы XIX века»).

В.И. Подлесская заметила существенную пользу записи занятий на видео и ее последующий просмотр. В первую очередь лектор получает прекрасную возможность посмотреть на себя со стороны, что позволяет ему увидеть собственные недостатки: как в плане жестикуляции и поведения, так и в содержательном плане.

Основная часть лекции, снятой на видеокамеру, была представлена в форме задач материала четырех языков, незнакомых или мало знакомых студентам. В результате анализа материала студенты должны были получить практические навыки «глоссирования» (построения морфологической строки) для языков разных типов и иметь представление о коммуникативных функциях языка как компонента культуры и инструмента ее познания. По мнению В.И. Подлесской, задача была выполнена успешно - студенты охотно задавали вопросы, а живость проведения занятия увеличилась.

Д.П. Бак выразил свое согласие с В.И. Подлесской во мнении, что видеозапись позволила ему по-иному взглянуть на проведение лекционных и семинарских занятий. Он подчеркнул, что считает своей обязанностью как преподавателя не учить, а скорее подсказывать студентам вопросы и помогать им на них отвечать.

Семинар, который был записан на видео, был посвящен проблеме героя романтической поэмы: студентам предлагалось сравнить «Цыганов» А.С. Пушкина с «Корсаром» Дж. Г. Байрона. Еще перед семинаром студентам по электронной почте был выслан список литературы, знакомство с которым, на взгляд преподавателя, было бы желательно. Кроме того, к списку прилагались темы письменных работ и план самого занятия. Д.П. Бак отметил плодотворность такого подхода, который вовлекает студента в диалог и делает его участие в семинаре более действенным.

По окончанию выступлений слово взяла д.и.н., профессор, проректор по учебной работе РГГУ Н.И. Басовская, высоко оценившая работу обоих преподавателей и подчеркнувшая некоторые недочеты, которые, на ее взгляд, могли бы еще более улучшить качество проводимых семинаров. В первую очередь были выделены недостатки технического характера, такие как минимальное использование графического и печатного материала.

В заключении между участниками-преподавателями заседания прошла дискуссия с очень увлекательным обменом мнениями.