Когда лет пятнадцать назад я работал директором Библиотеки иностранной литературы , я задумал читать для самых молодых читателей лекции на важнейшие темы (Что такое религия? Что такое государство? Язык и литература). Не знаю, как им, а мне эти лекции доставили живейшее удовольствие, в том числе и трудные вопросы, которые во время них задавали дети (например, как относиться к "зомбированным"?).
Когда лет пятнадцать назад я работал директором Библиотеки иностранной литературы , я задумал читать для самых молодых читателей лекции на важнейшие темы (Что такое религия? Что такое государство? Язык и литература). Не знаю, как им, а мне эти лекции доставили живейшее удовольствие, в том числе и трудные вопросы, которые во время них задавали дети (например, как относиться к "зомбированным"?). В прошлом году по приглашению того же Детского Зала я повторил этот опыт и опять остался доволен. А едва ли не еще большую радость испытал, когда чуть не целый класс одной из московских школ пришел в Музей Брюсова на Проспекте Мира слушать мой рассказ о "Мистерии" Скрябина.
Встречаясь со школьниками и студентами, увлеченными мировыми вопросами, я всякий раз думал, что мы перед ними в долгу, им так много хочется и нужно узнать, а мы недостаточно быстро делаем все, что для этого необходимо. Поэтому я обрадовался, когда года четыре назад именно об этом со мной заговорил мой давний хороший знакомый Юрий Николаевич Афанасьев, тогда ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Я внимательно выслушал его предложение о создании нового центра по изучению наук о человеке - антропологии в самом широком смысле. Он меня торопил со всей страстностью своего неуемного нрава. (Пользуюсь случаем через вашу газету поздравить Юрия Николаевича с 70-летием. Вспоминается многое, что нас объединяло - никогда не забуду, с каким подъемом мы шли на учредительное собрание Межрегиональной депутатской группы, одним из лидеров которой он вскоре стал.)
В обсуждениях - очных и телефонных, а больше всего в переписке - складывалась идея того, что Афанасьев предложил назвать Русской антропологической школой. Мне хотелось думать, что это будет подобие нового Царскосельского лицея: может быть, преждевременно было бы ставить задачей сразу вырастить нового Пушкина, но канцлер Горчаков у нас бы вполне мог получиться. Я мечтал о соединении в преподавании всего того ослепительно необычного, что уже накоплено в гуманитарном знании, с новейшими достижениями естественных и точных наук. В этом духе я составил проект нового гуманитарного образования с подробными объяснениями задач каждого из циклов лекций и с библиографией. Постепенно сложился рабочий состав Школы - в него входит дюжина молодых и очень энергичных преподавателей РГГУ, уже написавших книги и защитивших диссертации по философии, психологии, истории литературы, театра, кино. А в прошлом году, когда по приказу руководства РГГУ это новое подразделение университета стало реальностью, мы провели при нем и первую Летнюю школу - в ней участвовали и маститые филологи, как Гаспаров и Брагинская, и совсем юные студенты. Часть прочитанных ими докладов была напечатана в первом томе Трудов нашей Школы. А Летнюю школу в августе этого года мы посвятили обзору неслыханного взлета русской культуры в первой трети двадцатого века, этому будет посвящена наша первая большая коллективная монография.
По нашему сайту в Интернете http://www.kogni.narod.ru/ можно видеть, что наша Школа бурлит. В начале осени мы надеемся принять несколько новых аспирантов по разным областям истории культуры. А дальше нужно готовиться к главному - подготовке студентов-старшекурсников, а потом и пойти за поиском талантов на младшие курсы. Рано или поздно доберемся до тех школьников, которым я читал лекции. Будущее России зависит от того, насколько удастся раскрыть неисчерпаемые возможности, скрытые в этих детях, по всей стране ждущих, когда до них дойдет знание двадцать первого века.
Редакция поздравляет члена Наблюдательного совета "МН" Юрия Николаевича Афанасьева с юбилеем.
"Московские Новости" 2004 г. №33, 03.09, стр.15