РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Французский семинар
27.10.2004

Французский семинар

27 октября с.г. состоялось очередное заседание Французского семинара, проводимого Институтом высших гуманитарных исследований РГГУ совместно с Франко-Российским центром по общественным и гуманитарным наукам.


27.10.2004

Французский семинар

27 октября с.г. состоялось очередное заседание Французского семинара, проводимого Институтом высших гуманитарных исследований РГГУ совместно с Франко-Российским центром по общественным и гуманитарным наукам.

С докладом "Происхождение современного музея, история и дискуссии" выступила профессор университета Париж Х, философ, искусствовед, куратор, Директор Центра подготовки специалистов по выставкам современного искусства (Париж Х- Центр Жорж Помпиду) КАТРИН ПЕРРЕ.

В докладе речь шла о культурной политике, предшествующей открытию в Лувре (бывшей королевской резиденции) Музея (1793). Главное противоречие этой политики в девизе "разрушать" и "сохранять": уничтожать проявления деспотизма в произведениях искусства, сохранить культурное наследие (patrimoine). Для культурной политики революционной Франции были характерны вандализм и культурный империализм, заключающийся, в частности, в репатриации в Лувр произведений искусства из Италии, Фландрии (1798). Революционная Франция мыслила себя как наследница античной идеи республиканской свободы и потому считала необходимым перенести произведения искусства, подвергавшиеся деспотизму, на почву, где царит свобода, - во Францию, в Лувр.

Эта депортационная культурная стратегия обогащения Музея была оспорена эрудитом Катремэром де Кенси (1755-1849). Он выступает, в частности, против разорения музеев Италии, их отрыва от контекста, исключавшего познание произведений искусства, возможность изучения школ, существовавших вокруг того или иного мастера. Катремэр де Кенси расширенно трактует само понятие Музея: искусственно созданные пустые залы с отдельными героическими фигурами - это не музей, а зато Рим в целом - это в целом музей античности, включающий контекст и учитывающий изначальное местонахождение памятников.

Эти и другие исторические подходы к музею, их различных аспекты, не потерявшие своей актуальности и значения в современных дискуссиях о музейном строительстве, рассматривались в ответах на вопросы.