15 ноября 2005 в РГГУ прошел первый день VI Международных Чтений памяти Л.С. Выготского, которые проводит Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Международное общество Л.С. Выготского, Фонд им. Л.С. Выготского. Мероприятие посвящено...
15 ноября 2005 в РГГУ прошел первый день VI Международных Чтений памяти Л.С. Выготского, которые проводит Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Международное общество Л.С. Выготского, Фонд им. Л.С. Выготского. Мероприятие посвящено 10-летию Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Тема VI Международных чтений – «Культурно-историческая психология на рубеже веков. Итоги и перспективы».
Одна из центральных задач Чтений – демонстрация диалектики преемственности и поступательности в развитии культурно-исторической теории Л.С. Выготского, ее экспериментальных и практических приложений на стыке двух столетий. При этом особое внимание было уделено раскрытию возможностей диалога культурно-исторической теории с другими научными концепциями – как в рамках психологии, так и за ее пределами.
На открытии конференции выступила директор Института психологии РГГУ, зав.кафедрой Проектирующей психологии Е.Е. Кравцова. Она отметила необычность данного мероприятия, поскольку оно одновременно приурочено сразу к двум датам: 109-я годовщина со дня рождения Л.С. Выготского и 10-летие Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Затем по просьбе ведущего конференции доцента кафедры Теории и истории психологии ИП РГГУ А.В. Сурмавы слово предоставили помощнику первого председателя комитета по образованию и науке Госдумы Лазуткину Владимиру Анатольевичу. Он поприветствовал участников конференции и поздравил институт им. Л.С. Выготского с юбилеем. Владимир Анатольевич отметил, что школа Л.С. Выготского существует в РГГУ и успешно развивается. Также он пожелал институту плодотворной работы и побольше таких же приятных встреч.
Продолжила мероприятие Е.Е. Кравцова, начав пленарное заседание докладом «Кризис культурно-исторической психологии: симптомы и пути выхода из него». Елена Евгеньевна заметила, что старая психология не знала проблем личности, и сегодня нельзя изучать ее средствами науки. Также она рассказала о причинах кризиса и его симптомах, одними из которых являются неточный понятийный аппарат, разделение психологической науки на теоретическую и практическую, контекст психологической науки и закономерности ее развития.
Затем выступила и.о. ректора РГГУ И.В. Карапетянц, которая отметила тот факт, что институт им. Л.С. Выготского является одним из ведущих и развивающихся центров РГГУ, предлагающим массу исследовательских и инновационных программ. Активность и востребованность того, что делает институт, связана с живым наследием и творческим опытом, который был накоплен и разработан Л.С. Выготским и положен в основу работу института. Ирина Владимировна поздравила всех студентов института им. Л.С. Выготского и всех тех, кто создавал этот институт, в особенности Елену Евгеньевну Кравцову и ее соратников.
Далее пленарное заседание продолжили участники конференции со своими докладами:
1. П. Хаккарайнен «Генетический эксперимент в исследовании развития» (Финляндия).
2. А.Г. Асмолов «Культурно-историческая парадигма междисциплинарной коммуникации XXI века».
3. В.Т. Кудрявцев «К пониманию Выготского: субъективные заметки» (Зав.кафедрой Теории и истории психологии ИП РГГУ).
4. В.П. Зинченко «Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г Шпета».
5. Ф.Т. Михайлов «Кант и Выготский versus modern psychology».
6. А.М. Прихожан «Изучение эмоционально- личностных нарушений у детей и подростков в контексте культурно-исторической концепции» (Зав.лаборатории Психологии эмоций ИП РГГУ).
7. Г.Г. Кравцов «Проблемы средств в культурно-исторической психологии» (Зав.кафедрой психологии личности ИП РГГУ).
8. В.К. Шабельников «Социальная ситуация развития от абстрактного к конкретному» (Зав.кафедрой педагогической психологии ИП РГГУ).
9. В.С. Собкин «Социологические аспекты культурно-исторической психологии».
10. Г.А. Мишина «Культурно-историческая теория – основа специальной психологии» (Зав.кафедрой специальной психологии ИП РГГУ).
11. М.К. Акимова «Культурно-историческая теория как основа нормативного подхода в психодиагностике» (Зав.кафедрой Общих закономерностей развития психики ИП РГГУ).
12. А.И. Подольский «Еще раз к вопросу об интериоризации».
13. Т.М. Марютина «Психогенетика в контексте культурно-исторического подхода» (Зав.кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии ИП РГГУ).
14. Е.О. Смирнова «Вопросы развития личности в детском возрасте»».
15. Ю.В. Коновалов «Психосоматический аспект детского развития в культурно-историческом аспекте» (Зав.кафедрой нейро и патопсихологии ИП РГГУ).
К концу конференции был проведен круглый стол «Психология искусства – ключ к психологии человека», который провели В.К. Шабельников, В.С. Собкин, Э. Камия (Япония).
Завершил мероприятие семинар «Новое теоретическое определение психики, основанное на идеях Спинозы, Выготского, Ильенкова», где докладчиком и ведущим являлся доцент кафедры Теории и истории психологии ИП РГГУ А.В. Сурмава.
6-е Международные Чтения памяти Л.С. Выготского ,быи продолжены 16 и 17 ноября. В программе Чтений прошли пять тематических секций и круглый стол «Школа Л.С. Выготского: “единство в многообразии”».
Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ выражает благодарность рукововдству Университета, отделу маркетинга и информационного менеджмента, учебному отделу, отделу по работе со студентами, управлению международных связей, пресс-центру, сотрудникам столовой, а также всем, кто оказал институту помощь в подготовке конференции.