9 февраля 2006 г. прошло заседание Школы педагогического мастерства.
9 февраля 2006 г. прошло заседание Школы педагогического мастерства. Открыла заседание проректор по учебной работе РГГУ Н.И. Басовская. Отметив активную работу Школы, она представила докладчиков - канд. ист. наук, доц., зав. кафедрой истории и теории государства и права А.А. Александрова и канд. юрид. наук, доц. Е.С. Шугрину. Темой их выступления были "Интерактивные методики преподавания (опыт кафедры истории и теории государства и права)".
А.А. Александров отметил, что одна из основ интерактивного обучения - научное исследование, которое под руководством преподавателя проводит студент. В подлинной науке отсутствует монолог, жизнь науки - дискуссия и диалог. Преподаватель призван создать творческую систему, в которой студент, учась, начинает самостоятельный научный поиск. Одним из ярких примеров такой работы является спецсеминар профессора кафедры истории и теории государства и права РГГУ М.Ю.Барщевского, аналитические отчеты студентов о работе Конституционного Суда России. Привлечение практикующих юристов к педагогической работе позволяет студентам получать самую актуальную информацию. Иллюстрацией служат семинары, которые проводятся юристами международной корпорации White and Case, сотрудниками компании "Даймлер Крайслер", банковскими работниками.
Важнейшей особенностью подлинного университетского образования является уровень теоретических исследований и их использование в учебном процессе. А.А.Александров представил слушателям труд канд. юрид. наук Е.А.Осавелюк "Международный гражданский процесс России". Эта книга в январе 2006 года была допущена УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве вузовского учебного пособия.
Е.С.Шугрина подчеркнула, что использование интерактивных методов на занятии в студенческой аудитории должно быть подчинено конкретной учебной задаче. Форма не должна уводить от содержания. Екатерина Сергеевна отметила, что строит свою работу на лекциях в дискуссионной форме, так как дискуссия повышает эффективность восприятия материала. Также, по словам, Е.С. Шугриной, даже во время традиционной лекции можно использовать интерактивные методы, в частности, "Сократов метод" - это метод наводящих вопросов. Суть метода в том, что преподаватель задает студентам цепочку вопросов, при этом, не выражая свою позицию. Исходя из данных ответов, преподаватель корректирует вопрос таким образом, что студент приходит к правильному выводу. С помощью этой методики студент лучше усваивает и запоминает материал.
В ходе заседания А.А. Александров рассказал о сотрудничестве между РГГУ и компанией "КонсультантПлюс". Благодаря программам поддержки системы образования и науки, которые проводит компания, впервые опубликован перевод Дигестов Юстиниана. В подготовке этого уникального издания участвовали преподаватели кафедры истории и теории государства и права. А.А. Александров отметил, что в компьютерных классах РГГУ установлены электронные правовые базы данных, необходимые для качественного образования студентов.
Завершила заседание дискуссия участников Школы, в ходе которой были высказаны вопросы и комментарии.