16 февраля состоялось очередное заседание Школы педагогического мастерства. На этот раз с докладом «Мультимедийные и сетевые средства в преподавании гуманитарных дисциплин: опыт, проблемы и перспективы» выступил доктор искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств РГГУ Борис Михайлович Соколов.
16 февраля состоялось очередное заседание Школы педагогического мастерства. На этот раз с докладом «Мультимедийные и сетевые средства в преподавании гуманитарных дисциплин: опыт, проблемы и перспективы» выступил доктор искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств РГГУ Борис Михайлович Соколов.
Представляя Б.М. Соколова, начальник методического отдела и куратор Школы педагогического мастерства РГГУ Иван Александрович Коссов отметил, что, являясь опытным преподавателем, Борис Михайлович разработал теоретическую основу применения мультимедийных технологий в гуманитарном образовании.
В своем выступлении, которое сопровождалось презентацией в формате MS PowerPoint, Б.М. Соколов продемонстрировал примеры из собственного опыта преподавания образовательных курсов «Введение в историю искусства», «Русское искусство ХХ века» и «История садово-паркового искусства».
Открывая презентацию, Б.М. Соколов дал общую характеристику современной образовательной среды. Так, основными ее свойствами, по мнению Б.М. Соколова, являются четкое структурирование информации, наглядное и эмоционально вовлекающее оформление ее единиц (Интернет); преобладание зримого образа (или рассказа участника событий) над текстовой формой подачи информации; переход от повествования, иллюстрированного примерами (историческими событиями, произведениями искусства), к визуальному путешествию по теме, к навигации среди наглядных материалов и источников.
Кроме того, на современную ситуацию в гуманитарном образовании оказывают влияние такие исторически сложившиеся проблемы, как дефицит устоявшихся представлений и общепризнанных методических разработок по темам ХХ века; дефицит современных учебников и учебных пособий, недостаточная связь их со структурой лекционных курсов, а также длительный период отрыва отечественной науки и педагогики от мирового опыта и новых источников информации. Использование электронных и мультимедийных средств в учебном процессе позволяет облегчить решение вышеупомянутых проблем.
Б.М. Соколов классифицировал мультимедийные средства, используемые при создании курса и подробно остановился на каждом из них:
- слайд-фильм;
- иллюстрации + текст;
- визуализированный текст;
- фрагментирование иллюстрации и компоновка кадра;
- анимированная иллюстрация;
- анимация + аудиторный сценарий.
Также Борис Михайлович обратил внимание на сложное построение структуры мультимедийного курса.
Говоря о перспективах развития мультимедийных технологий в гуманитарной образовательной среде, Б.М. Соколов представил на суд слушателей Школы педагогического мастерства проект научно-образовательного сайта РГГУ «Сады и время». Кроме того, Борис Михайлович продемонстрировал собравшимся программу «Мобильный класс», предполагающую работу с карманными компьютерами (КПК) или смартфонами на выездных лекциях или в музеях.