РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




"Свой человек со стороны". Интервью с и.о. ректора РГГУ Е. И. Пивоваром. "Московская правда" - (№1 (64) от 31.01.2006 г.)
16.02.2006

"Свой человек со стороны". Интервью с и.о. ректора РГГУ Е. И. Пивоваром. "Московская правда" - (№1 (64) от 31.01.2006 г.)

Газета о вузаx и науке "Интеллект" выходит при содействии Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. И.о. ректора РГГУ, первый проректор, председатель Ученого cовета РГГУ, д-р ист. наук, профессор Е.И. Пивовар беседовал с научным обозревателем газеты В.М. Егиковой.


16.02.2006

"Свой человек со стороны". Интервью с и.о. ректора РГГУ Е. И. Пивоваром. "Московская правда" - (№1 (64) от 31.01.2006 г.)

Сказать, что последние два года Российский государственный гуманитарный университет переживает непростые времена, - ничего не сказать. Многое вместили в себя эти годы! Кардинальное изменение структуры, поставившее во главе вуза совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина, который вскоре оставил ректорский пост, уехав из страны. Долгое безвластие, когда обязанности руководителя исполнял то один проректор, то другой. Выборы, результаты которых не утвердили в Минобрнауки. Перманентную неопределенность. И вот в канун Нового года РГГУ получил нового и. о. ректора. Точнее так: в вуз назначен первый проректор, на которого возложено исполнение обязанностей ректора. Это профессор МГУ, доктор исторических наук Ефим Пивовар. Наша газета попросила его прокомментировать эту ситуацию.


- Ефим Иосифович, трудно далось решение сменить Московский университет на РГГУ?
-  Московский университет всегда со мной: я там учился, там началась моя научная карьера, там я обрел жену, семью, там получают образование наши дети, там родная кафедра, работают однокурсники и друзья. Это любовь на всю жизнь! Но и РГГУ для меня не чужой, я здесь проработал двадцать лет. Пришел вслед за учителем, которого боготворю, профессором Владимиром Зиновьевичем Дробижевым. Сначала, был старшим преподавателем, затем деканом, проректором по научной работе, дважды даже исполнял обязанности ректора, в том числе, между прочим, в августе 1991-го.


- Почему вы тогда оказались у руля?
-  Волею случая. В ректорате не оставалось никого, кроме меня, все были в отъезде, в том числе Юрий Николаевич Афанасьев, он находился в командировке в Германии. И вот я с 17-го стал его замещать, а 19-го случился путч. Сегодня у многих ушла острота восприятия тех событий, но я прекрасно помню, насколько четким было понимание, каковы возможные последствия для страны и каждого из нас. 20 августа РГГУ направил телеграмму поддержки молодой российской власти в Белый дом. Ни в коей мере не хочу преувеличить свою роль, таким было общее решение университета. 26-го мы получили здание, в котором сейчас находимся… А потом сложилось так, что я ушел из РГГУ в январе 1997-го. В декабре 2005-го (кстати, вот опять игра случая: это случилось в мой день рождения) получил предложение вернуться.


- Как относитесь к тому, что вас назначили, а не выбрали?
- А выборы никто не отменял. Надеюсь, они пройдут в свой срок, как это предусмотрено университетским уставом и действующими правилами. Рассчитываю ли на поддержку коллектива? Отвечу так: мои отношения с РГГУ ничем не омрачены, буду стремиться, чтобы и впредь мы работали единой командой.


- Можете тоже сказать о ваших коллегах по ректорату? По крайней мере, двое из них исполняли обязанности ректора в последнее время, нет почвы для конфликта?
-  Если судить по делам (а это самый верный способ), ничего такого не наблюдается, отношения у нас рабочие, ровные и хорошие. Обстановка в ректорате здоровая, и есть общее стремление вывести вуз из затянувшейся неопределенности, от которой все устали.
Для большей части коллектива история передачи власти от одного руководства к другому была сложной, непонятной и непрозрачной, все это не лучшим образом сказалось на настроении людей. Сейчас нужно найти такой вариант решения, чтобы вуз не пострадал, ведь не секрет, были предложения как-то его разделить, реорганизовать. Не думаю, чтобы это пошло на пользу университету! Я потому и согласился прийти сюда, что вижу: есть здесь основа для консолидации, есть понимание со стороны министерства, есть поддержка ректорского сообщества во главе с Виктором Антоновичем Садовничим. Надеюсь, РГГУ преодолеет сложную полосу, выпавшую на его долю, будет развиваться дальше.


-  Считаете, за минувшие два года позиции утеряны?
-  Нет. Но обстановка нестабильности не лучшая для движения вперед. Вуз был вынужден отвлекаться от своих непосредственных задач, тратить силы на то, чтобы элементарно выжить. Между тем жизнь не стоит на месте, ситуация в образовательном пространстве здорово изменилась. В марте 1991 года РГГУ был создан как первый российский гуманитарный университет. Может быть, слово «российский» у кого-то и было уже в названии, а вот «гуманитарный» - нет. Могу гордиться: название предложил я, позаимствовав идею у МГУ, где факультеты делились на естественно-научные и гуманитарные, тогда там были даже проректоры по соответствующим направлениям. Так вот, РГГУ первым начал осваивать нишу гуманитарного образования, и в этом направлении вузом сделано очень много! Но появились другие университеты, которые уверенно идут в том же направлении. Есть среди них весьма сильные вузы, причем не только в Москве, но и в других городах России. Сегодня РГГУ действует в конкурентной среде. Тут нельзя останавливаться, надо двигаться дальше, активно развиваться.


- Университет согласен с такой постановкой вопроса?
- Полагаю, да. Сужу об этом по разговорам с людьми, а я практически все время после своего назначения встречаюсь с разными подразделениями университета. Нашим ученым, преподавателям есть с чем сравнивать. Многие из них работают одновременно в других вузах (как, кстати, и наоборот), они видят, где мы опережаем коллег или, напротив, отстаем. Правда, есть и такие сотрудники, которые до сих пор считают, что мы «самые-самые». Но ведь это непродуктивно! Надо стремиться к тому, чтобы по праву быть в числе лидеров гуманитарного образования, это всегда отличало РГГУ. Надеюсь, мы пойдем именно по такому пути.


-  Вы упомянули о совместительстве, оно неизбежно при невысоких заработках в высшей школе. Как справитесь с тем, что преподавателям РГГУ были обещаны повышенные оклады?
-Между обещаниями и реальностью нередко оказывается немалая пропасть. В свое время много говорилось о деньгах для РГГУ. На самом деле, из обещанных 100 миллионов на 10 лет пришли только 5. К чести обоих проректоров, исполнявших обязанности ректора до меня, Валерия Минаева и Ирины Карапетянц, преподаватели неизменно получали (и продолжают получать) все причитающиеся им надбавки и дополнительные выплаты. Получают, прошу заметить, из денег, заработанных самим вузом. Это его внебюджетные средства, львиную долю которых обеспечивают платные образовательные услуги. Мы и дальше будем самостоятельно наращивать бюджет, у университета для этого достаточно потенциала - и научного, и преподавательского.


- Как, на ваш взгляд, должен развиваться РГГУ?
- Я уже говорил о встречах с университетскими подразделениями: мне важно было услышать, что думают люди, которые здесь работают, выработать общую с ними позицию. Рад, что мнения часто совпадают. Считаю, мы будем ориентироваться на ту модель РГГУ, которая была заявлена изначально, когда создавался университет. У нас есть мощные направления, где мы сегодня вне конкуренции. Например, архивоведение, хотя отрасль права: надо переходить на новые технологии, новые методы подготовки специалистов. Мы в числе первых начали заниматься вопросами защиты информации, это направление выстроил в РГГУ видный ученый Альберт Иванович Алексинцев. К сожалению, его уже нет в живых, как и профессора Галины Андреевны Белой, благодаря которой историко-филологическое направление в РГГУ - на очень высоком уровне. У нас прекрасная философская школа, удачно сложился социологический факультет, интересно развивается история искусства. Но я сейчас назвал далеко не все, у нас немало других направлений, в том числе новых, которыми можем по-настоящему гордиться.


- РГГУ традиционно тяготел к развитию исторической школы. Что скажете о ней?
- Историческая наука сегодня на подъеме, хотя историческое образование очень дифференцированно. Мы говорили об этом с деканом истфака МГУ, профессором Карповым, и согласились, что было бы полезно собрать вместе представителей ведущих исторических школ из университетов, Российской академии наук, обсудить перспективы развития исторического образования. Здесь много путаницы, не обходится без развешивания ярлыков с разных сторон, кто-то в «передовиках», кто-то в «консерваторах». Пора от этого отказываться…


-  Сфера ваших интересов - начало XX века, будете ориентировать РГГУ на этот период?
-  Не считаю, что каким-то направлениям надо уделять меньше внимания, тем более если они успешно развиваются. Но, конечно, минувший век надо активнее осмысливать, тут еще много «белых пятен». Сейчас открываются новые материалы, которые раньше не были известны, надо их достойно «переварить». Имею в виду прежде всего отечественную историю и историю ближнего зарубежья, я бы даже поменял местами приоритеты. Если мы хотим развивать гражданское общество, должны воспитывать толерантное отношение и к своему прошлому, и к прошлому своих соседей. А иначе окажемся окольцованы врагами и будем создавать радикальные настроения у собственной молодежи.


- Как вы с этой точки зрения охарактеризуете студентов РГГУ?
- К сожалению, у меня пока не было возможности побеседовать с ними, мой приход совпал с сессией. Но тут важно понимать, что университет - это в первую очередь преподаватели и студенты. И если их объединяет общее дело, если в вузе нормальная, хорошая творческая обстановка, способствующая качеству образования, в этом случае мы получим смену, за которую нам не будет стыдно. Именно такие выпускники были у РГГУ всегда. Надеюсь, так будет и впредь.
Кстати, о том, как развиваться дальше вузу, обязательно будем разговаривать и со студентами. Но это уже после каникул, хотя одна встреча у меня была - с будущим министром. Вы знаете, что в правительстве Москвы есть идея создать на время летних каникул «альтернативное молодежное правительство». Так вот, в ходе конкурса была отобрана и наша студентка. Один министр в наших рядах уже есть.

 

"Московская правда"

Виола Егикова