23 марта прошло очередное заседание Школы педагогического мастерства. Открыл заседание начальник методического отдела Иван Александрович Коссов, представив докладчика - кандидата культурологии, доцента кафедры истории и теории культуры Оксану Вячеславовну Гавришину. Темой доклада являлись «Визуальные источники в преподавании гуманитарных дисциплин».
23 марта прошло очередное заседание Школы педагогического мастерства. Открыл заседание начальник методического отдела Иван Александрович Коссов, представив докладчика - кандидата культурологии, доцента кафедры истории и теории культуры (факультет истории искусства) Оксану Вячеславовну Гавришину. Темой доклада являлись «Визуальные источники в преподавании гуманитарных дисциплин».
О.В. Гавришина в позапрошлом году уже выступала в рамках Школы педагогического мастерства, и была рада тому, что ее пригласили еще раз.
Свое выступление Оксана Вячеславовна начала с небольших теоретических замечаний по теме доклада. Она отметила, что возрастающая визуальность – одна из устойчивых характеристик современной культуры и современной образовательной среды. Речь сегодня идет не просто об «иллюстративном» использовании изображений в преподавании, но об изменении форм структурирования и трансляции знания, основанном на переходе от принципа последовательно развертывающегося сообщения (текст) - к принципу т.н. «экранной страницы», представляющей собой визуальное поле с несколькими зонами, в которых одновременно происходит обновление информации.
О.В. Гавришина рассказала о каналах восприятия информации и рассмотрела изображение как многоканальное сообщение и то, как оно устроено. Она также отметила, что акцентирует внимание студентов на контексте изображения.
Далее Оксана Вячеславовна раскрыла сформулированные ею теоретические положения на примере использования фотографии как визуального источника. В качестве материала она выбрала студийную и любительскую (портретную) фотографию второй половины XIX – первой половины XX века. Этот материал по-разному используется в разных курсах. Более того, фотография помогает достичь помимо иллюстративных иные формы знания. Так, например, благодаря фотографии возможным становится выявить феномен «буржуазной семьи», гендерные роли в семье и др. Семейная фотография не просто «отображает» новую семью, она является одной из форм ее формирования и визуализации. Фотоматериал, по словам, О.В. Гавришиной, обладает большим образовательным потенциалом.