18 мая 2006 г. в Профессорской аудитории РГГУ состоялась первая научно-практическая конференция «Образовательные программы в аспирантуре РГГУ».
18 мая 2006 г. в Профессорской аудитории РГГУ состоялась первая научно-практическая конференция «Образовательные программы в аспирантуре РГГУ».
В работе конференции приняли участие: ректор РГГУ, д-р ист. наук, проф. Е.И. Пивовар; ведущий специалист отдела учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию, канд. социологических наук, доцент М.В. Соколова; проректор по научной работе, канд. филол. наук, проф. Д.П. Бак; зам. проректора по научной работе, канд. ист. наук, доц. Л.Н. Простоволосова; начальник Управления аспирантурой и докторантурой , канд. ист. наук, Л.П. Трембич; д-р ист. наук, проф. Г.И. Зверева; канд. ист. наук, доцент М.Ф. Румянцева; д-р ист. наук, проф. Л.Г. Березовая; д-р филол. наук, проф. В.И. Подлесская; д-р ист. наук, проф. А.Б. Каменский; д-р филос. наук, проф. А.И. Алешин; д-р психол. наук, проф. В.К. Шабельников; д-р филос. наук, проф. В.Ф. Левичева; руководители и разработчики образовательных программ послевузовского профессионального образования в РГГУ.
Во вступительном слове ректор РГГУ, д-р ист. наук, проф. Е.И. Пивовар отметил, что это первая конференция, подготовленная Управлением аспирантурой и докторантурой и Научно-методическим советом по аспирантуре и докторантуре. Ректор университета поздравил участников конференции с этим почином и выразил пожелание, что подобные форумы станут в РГГУ традиционными. На конференции был представлен первый сборник образовательных программ послевузовского профессионального образования по историческим наукам. Ректор университета выразил пожелание о завершении работ по изданию остальных девяти томов сборника аспирантских образовательных программ по отраслям науки и специальностям подготовки аспирантов в РГГУ. Е.И. Пивовар также обратил внимание на три важнейшие направления работы Управления аспирантурой и докторантурой: учебное, научное и научно-методическое. Было также отмечено, что в российской традиции аспирантура - это по большей части научная работа. В западноевропейской и американской традициях аспирантура – это, главным образом, учебный процесс: аспиранты осваивают то, что не получили в рамках двухуровневой системы образования. В современных условиях учебная составляющая в работе аспирантуры должна получить развитие и в России. Ректор подчеркнул, что в области развития аспирантуры и докторантуры перед университетом стоит много новых задач. Необходимо существенно расширить возможности для аспирантов публикации в изданиях, вошедших в официальный перечень ВАК. Необходимо создание по образцу многих вузов единого серийного издания, «Вестника РГГУ». Предстоит реорганизация диссертационных советов. Деятельность Управления аспирантурой и докторантурой, прежде всего, должна быть направлена на решение главной задачи - повышение качества обучения и преподавания.
Ведущий специалист отдела учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию, канд. социологических наук, доцент М.В. Соколова в своем выступлении подчеркнула, что подобная конференция уникальна не только для РГГУ, но и для большинства отечественных вузов. М.В.Соколова отметила более высокий процент защит кандидатских диссертаций в РГГУ по сравнению со средним по России, пожелала успехов в развитии образовательных программ послевузовского профессионального образования в университете.
Вел конференцию проректор по научной работе, канд. филол. наук, проф. Д.П. Бак. В своем выступлении и в процессе ведения конференции Д.П. Бак изложил ключевые установки дальнейшего развития аспирантуры РГГУ. Было подчеркнуто, что в настоящее время изменяется правовое поле, в котором существует институт аспирантуры и докторантуры. Преобразуются функции диссертационных советов, аспирантура кардинально меняет свой статус, поскольку становится образовательной программой третьего уровня – после бакалавриата и магистратуры. Меняется идентичность современного аспиранта, сужается сектор его возможных усилий по написанию диссертационной работы. Целевые установки аспиранта должны быть включены в поле зрения разработчиков образовательных программ. В Европе в последние два года был сформулирован принцип перехода от «научения» к «обучению», включению инициативы студента и аспиранта в учебный процесс. Д. П. Бак изложил свои пожелания и рекомендации к формату организации работы и подведению итогов конференции.
Выступления участников конференции были посвящены актуальным проблемам развития аспирантуры и докторантуры. Среди них: принципы и компоненты программы подготовки аспирантов; эпистемология гуманитарного знания в структуре образовательных программ для аспирантов; «вертикальные проекты» в магистерских и аспирантских образовательных программах; зарубежный опыт реализации аспирантских программ и его значение для РГГУ; роль научного руководителя в современном послевузовском образовании; проблемы реформирования аспирантуры по историческим наукам; философия в образовательных программах аспирантуры; проблема организации тематики диссертационных исследований, метод эгоцентрической рефлексии в психологии; актуальные проблемы экспертизы в гуманитарных науках и др.
Результаты дискуссии получили отражение в решении конференции.
Материалы, текст решения конференции, основные доклады и выступления участников дискуссии будут опубликованы в сборнике материалов конференции и отражены на сайте Управления аспирантуры и докторантуры РГГУ.