22 мая в РГГУ прошла открытая лекция профессора Университета Эмори (Атланта, США) Михаила Эпштейна «Конструктивный потенциал гуманитарных наук».
22 мая в РГГУ прошла открытая лекция профессора Университета Эмори (Атланта, США) Михаила Эпштейна «Конструктивный потенциал гуманитарных наук».
Михаил Эпштейн выразил благодарность руководству Университета за организацию этой встречи.
Профессор Эпштейн в своей лекции рассказал о специфике и парадоксальности гуманитарных наук. Он отметил, что гуманитарные науки - это область самопознания человека и человечества. Парадокс самореференции стоит в центре гуманитарных наук, определяя сложное соотношение их гуманитарности и научности. Гуманитарные науки строятся вокруг этого парадокса: они изучают самого изучающего, они именуют именующего, и именно поэтому в их центре находится разрыв самого дискурса. Именно гуманитарность является средоточием не только человеческой саморефлексии, но и вообще саморефлексивной способности разума.
Далее Михаил Эпштейн обратил внимание на то, что в системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки – методы преобразования того, что данные науки изучают, а у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, еще не обрела своего места и функции в системе. По мнению профессора, каждая гуманитарная наука должна стать еще и искусством изменения того, что она изучает.
В заключение лекции Михаил Эпштейн подчеркнул, что конструктивный потенциал гуманитарных наук – это тема, требующая не только теоретической, но и практической разработки. От того, насколько этот конструктивный потенциал гуманитарных наук будет реализован в университетах, зависит будущее и самих университетов.