23 мая 2006 г. в РГГУ состоялся круглый стол на тему «Колдовство и народная религия в России и Западной Европе», приуроченный к выходу в свет русского перевода книги профессора Лондонского университета, члена Британской академии, президента Британского общества фольклористов Вильяма Фрэнсиса Райана «Баня в полночь.Исторический обзор магии и гаданий в России»
23 мая 2006 г. в РГГУ состоялся круглый стол на тему «Колдовство и народная религия в России и Западной Европе», приуроченный к выходу в свет русского перевода книги профессора Лондонского университета, члена Британской академии, президента Британского общества фольклористов Вильяма Фрэнсиса Райана «Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России» (М.: НЛО, 2006). Мероприятие было организовано Российско-французским центром исторической антропологии им. Марка Блока и Издательским домом «Новое литературное обозрение».
Перед участниками Круглого стола стояли задачи обсудить дискуссионные проблемы изучения народной культуры России и Западной Европы периода Средневековья и раннего Нового времени (история магии и колдовства, народная религиозность); дать критическую оценку современных исследований в этих областях; наметить дальнейшую программу исследований с участием российских и зарубежных ученых.
Открывая заседание, А.Л. Топорков (ИМЛИ РАН, РГГУ) представил собравшимся В. Райана и предложил посвятить работу Круглого стола памяти выдающегося исследователя данной проблематики академика В.Н. Топорова. А.В. Чернецов (ИА РАН, РГГУ), ответственный редактор русского перевода книги В. Райана, познакомил собравшихся с историей написания книги и подготовки ее перевода, а также с новейшими работами о народной религиозности, появившимися уже после ее выхода в свет. М.Д. Долбилов (Издательский дом «НЛО») рассказал о серии книг «Historia Rossica», в рамках которой опубликован русский перевод «Бани в полночь», и дальнейших планах издательского дома «НЛО».
Далее профессор В. Райан выступил с лекцией «Россия и Европа: существует ли общая традиция магии?» На вопрос, поставленный в заглавии лекции, ученый отвечает утвердительно. По его мнению, большинство магических текстов, практик и верований, зафиксированных у русских, не принадлежат исключительно России, но известны также другим европейским культурам. Истоки магической традиции, представленной в древнерусской письменности, восходят, как правило, к поздней античности через византийское посредство. Распространение суеверий во многом связано с деятельностью православного духовенства и с переводами «отреченных» книг. В своей лекции В.Райан подробно остановился на тех текстах, явлениях и практиках, которые известны в России и имеют источники либо параллели в различных регионах Европы (текст «Тайное тайных», амулеты-змеевики, заговоры, суеверия, связанные с поиском кладов, способы девичьих гаданий о суженом и др.). В то же время В.Райан говорил и о тех чертах древнерусской традиции магии, которые обусловили ее специфику по сравнению со странами Центральной и Западной Европы. Существенное различие между православной и католической Европой обусловлено тем, что основные тексты античной и византийской традиции «высокой магии» остались неизвестными православным славянам (в том числе и русским).
В рамках «Круглого стола» прозвучали также доклады «Языческие заговоры в средневековом монастыре» Т.А. Михайловой (МГУ, РГГУ), «Персонификация смерти в церковной проповеди Позднего Средневековья: Россия и Франция» М.Р. Майзульса (РГГУ); «Современные исследования английской вербальной магии» А.Л. Топоркова (ИМЛИ РАН, РГГУ); «Разрыв-трава у славян и на Западе» А.Б. Ипполитовой, «Образы волков-оборотней в современной культуре» А.А. Соловьевой (РГГУ), «Русские проклятия в XVII веке» Т.С. Ильиной (РГГУ), «Оккультная лихорадка в странах постсоциализма» И.А. Седаковой (ИС РАН), «Невидимая религия в несуществующих местах: гадания в русском Интернете» А.А. Панченко (ИРЛИ РАН), «Социальные основы представлений о колдовстве» О.Б. Христофоровой (РГГУ).