РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Разработка программы инновационного развития РГГУ
21.08.2006

Разработка программы инновационного развития РГГУ

В октябре 2006 г. пройдет второй этап конкурсного отбора вузов, осуществляющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование".


21.08.2006

Разработка программы инновационного развития РГГУ

 

Д.П. Бак

 

 

В октябре 2006 г.  пройдет  второй этап конкурсного отбора вузов, осуществляющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Включение вуза в число победителей конкурса имеет важное значение с точки зрения повышения рейтинга, поддержания репутации, укрепления бренда, а также облегчает возможность участия в будущих федеральных  программах по развитию образования.

 В перечне приоритетных с точки зрения государства  научных направлений абсолютное большинство позиций относится к естественным и техническим наукам.  Вместе с тем,  роль гуманитарного знания также очень велика. Прежде всего, это касается процесса социализации образования. 

 Об одном из перспективных направлений  разработки инновационного проекта РГГУ в ответах на вопросы  Агентства политических новостей размышляет проректор по научной работе университета Д.П.Бак.

 

Инновационный проект РГГУ имеет целью содействие формированию в России инклюзивного общества. Что Вы понимаете под этим? Каковы пути решения поставленной задачи?

Если позволите, я бы разделил Ваш вопрос на две части. Сначала о том, что сейчас принято понимать под инновациями в образовании. Это не усовершенствование методик, программ обучения, не улучшение образовательных стандартов, даже не оптимизация  перечня специальностей и квалификаций. Все перечисленное – внутрицеховые проблемы образования, они касаются в первую очередь университетских преподавателей и ученых, во вторую очередь – студентов. Инновации же – не только в сфере образования, но и в области технологий, медицины, услуг, - предполагают в первую очередь системные изменения в жизни общества в целом: снижение вероятности рисков, противодействие нестабильности, создания условий для устойчивого развития, повышения коллективной безопасности. В индустриальную эпоху образование просто готовило специалистов под заранее сформированные в экономике и культуре запросы, квалификационные требования. Какие навыки, технологии нужны классному специалисту – было ясно еще до того, как он войдет в университетскую аудиторию. Эти навыки надо было сначала перечислить в документе под названием «образовательный стандарт», а потом организовать их качественную трансляцию, так сказать, прямиком из головы профессора в голову студента. Последние несколько десятилетий – эпоха постиндустриального общества, которая предъявляет к образованию свои особенные требования, на первый взгляд, весьма непривычные. Коль скоро технологии несколько раз кардинально меняются на протяжении срока пребывания человека в трудоспособном возрасте – чему же тогда учить? Ведь сегодня просто-напросто не существует госстандартов, нет мудрых профессоров, которые могли бы предугадать, что именно понадобится специалисту через пятнадцать, двадцать лет! И сами профессии, которые будут тогда востребованы, ныне еще не возникли!

Вот почему технологии как таковые отходят на второй план, а на авансцену выдвигаются совсем другие способности или, как сейчас принято говорить,  компетенции: умение самостоятельно переучиваться, гибко и плавно, без стрессов переходить от одной технологии к другой, способность к анализу гуманитарных последствий, которыми сопровождается развитие и внедрение современных технологий.

В соответствии со сказанным инновационный проект РГГУ как раз и предполагает установление непосредственных связей между гуманитарным образованием и обществом. Образование историка, экономиста, психолога мы мыслим не иначе как в социальном контексте, реализуя ту или иную образовательную программу, - постоянно задаем себе вопрос о ее социальной эффективности. Одна из болевых точек современного мира – нестабильность, угроза безопасности, возникающая на стыке различных цивилизаций, культурных традиций: религиозных, экономических, бытовых. В движение пришли огромные массы людей – новое великое переселение народов! Тех, кто не похож на большинство окружающих, можно называть по-разному: незнакомцы, мигранты, оккупанты, чужаки, враги, гости, партнеры -  варианты бесчисленны. Но дело не в именах и названиях, но – в тех социальных практиках, которые становятся в том или ином регионе доминирующими по отношению к представителям иноязычных, инонациональных диаспор.

В Москве и – говоря шире – в Центральном регионе России ситуация в этом плане очень далека от благополучной. Инновационный проект РГГУ – включает в себя несколько направлений реализации, которые должны способствовать созданию условий для формирования так называемого инклюзивного общества, т.е. предполагающего равные возможности  для интеграции и реинтеграции людей самых разнообразных социальных групп, независимо от национальной или религиозной принадлежности, пола, возраста, состояния здоровья. За всем этим – целый букет острейших проблем: здесь и судьбы трудовых мигрантов из стран СНГ, и трудоустройство молодежи, и гендерное равенство, и соблюдение гражданских прав инвалидов, пенсионеров, ВИЧ-инфицированных.

Можно ли сказать, что одной из основных задач программы в отношении мигрантов является их адаптация к мегаполису, в частности  к московскому, насколько универсальна сама программа для решения аналогичных задач в регионах?

Мы предпочитаем говорить скорее не об адаптации, но об интеграции представителей диаспор в принимающее сообщество. «Адаптация» предполагает некоторую заведомую неполноценность мигрантов, их несоответствие определенным, заранее установленным нормам. «Интеграция» же означает возможность динамичной выработки норм совместного социального функционирования. Понимаете, эти (взаимоприемлемые!) нормы заранее не существуют, они могут быть сформулированы только в равноправном диалоге. Одно дело говорить: будьте добры отказаться от таких-то и таких-то своих привычек и устоев. Они нас не устраивают: раз уж вы приехали жить к нам – извольте адаптироваться к нашим запросам. И совсем другое – призывать тех, кто тебе до поры не ведом, рассказать о себе, описать себя, а потом вместе подумать, какую обоюдную пользу могли бы принести те или иные импортированные вместе с диаспорами национальные, религиозные, бытовые традиции.

Речь здесь, конечно, может и должна идти отнюдь не только о мигрантах московского региона. Мы намерены создать систему межкультурной интеграции, которую можно будет – с необходимыми уточнениями и дополнениями – применять и в других регионах России, а также в странах СНГ и Центральной Европы. Проблемы экономических и политических мигрантов в России неразрывно связаны с проблемами соотечественников за рубежом, особенно на территории республик бывшего СССР. У РГГУ есть реальные возможности изучать, моделировать и прогнозировать развитие межкультурных отношений на все территории России, ведь наш университет имеет эффективно работающие филиалы в разных регионах страны – от Подмосковья до Сибири и Дальнего Востока.

Каким Вы видите участие представителей диаспор в программе?

Нам бы очень хотелось, чтобы это участие было активным и заинтересованным. Рискуя повториться, еще раз подчеркну, что иноязычные и инокультурные сообщества мы воспринимаем не в качестве объектов некой социальной коррекции, но считаем их равноправными собеседниками, партнерами. В этой связи исключительно возрастает значение диалога как с посольствами, консульствами, культурными представительствами соответствующих стран, так и с неформальными лидерами диаспор, и просто с обычными людьми, особенно с молодежью. При этом речь не идет о простой благотворительности и народной дипломатии.  Это все тоже, конечно, прекрасно, но у нас другие более масштабные цели. Мало привлечь сотню-другую юношей и девушек из числа приезжих к уже существующим университетским образовательным программам и тем самым их избавить их от угрозы превращения в маргиналов, изгоев, помочь обрести перспективные профессии. Необходимо создать новые образовательные программы, специально ориентированные на подготовку специалистов по межкультурному диалогу и по интеграции социальных меньшинств. Эти программы могут быть предназначены отнюдь не только для мигрантов, хотя они могли бы в этой области стать лидерами, кураторами межкультурных интеграционных проектов. Вот вам и пример не механического привлечения мигрантов к существующим сферам трудоустройства (это как раз и была бы пресловутая «адаптация»), а создания для них принципиально новых областей трудовой деятельности, в которых они бы могли проявить себя с максимальной эффективностью.

Каков, по Вашему мнению, будет конечный продукт, каковы сроки получения первых результатов?

Программа рассчитана на реализацию в течение двух лет. Конечно, многое здесь зависит от поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций, бизнес-структур. РГГУ – один из ведущих гуманитарных университетов, у нас накоплен значительный ресурсный потенциал, работают признанные в России и в мире исследователи и преподаватели. Поэтому мы, разумеется, многое можем сделать и опираясь на собственные силы, однако в одиночку нам с поставленными задачами все же не справиться. Впрочем, мы не сомневаемся в разносторонней поддержке, поскольку намерены решать проблемы, волнующие десятки миллионов людей разных национальностей и конфессий. Наш инновационный проект по интеграции инокультурных сообществ будет реализовываться в четырех основных направлениях. Первое направление – исследовательское: мы предполагаем провести всесторонний социологический мониторинг, изучить потребности и запросы различных общественных групп в связи с проблемами толерантности, налаживания межкультурного диалога. Результатом научных исследований должны стать официальные доклады, которые мы представим для учета и реализации в различные госструктуры, в заинтересованные общественные и культурные организации. Второе направление – образовательное, о нем я уже упоминал. В создании новых образовательных программ будут участвовать все институты и факультеты нашего университета. Психологи разработают тренинги и тестирования, историки – курсы по истории прав человека и цивилизационных взаимодействий. Филологи, культурологи и экономисты займутся регионоведческими аспектами межкультурного взаимодействия, специалисты по менеджменту – особенностями муниципального управления в условиях поликультурности. Найдется достойное место и для сети наших региональных филиалов и представительств, для специалистов по переподготовке кадров, лингвистов-переводчиков, музеологов, искусствоведов.

Третье и четвертое направления реализации нашего инновационного проекта рассчитаны на продолжение его функционирования и после первых двух лет реализации. В Европе принято в таких случаях говорить о каскадном эффекте либо о диссиминации (расширении) сферы воздействия результатов. Речь идет об  информационном и институциональном направлениях, т.е. создании в рамках проекта мощного сетевого портала, а также об организации нескольких исследовательских лабораторий и учебных центров за пределами Москвы.

 Какая роль в программе отводится общей интеграции ВУЗа с реальным сектором экономики, рынком труда?

Без взаимодействия с работодателями наш проект не может быть реализован. Ориентация на потребителя, на диалог с независимыми отраслевыми ассоциациями работодателей присуща большинству новейших проектов в рамках Болонского процесса, в результате которого должна быть единая зона европейского образования. Тематика интеграции культурных меньшинств – одна из ведущих в наметившемся процессе взаимодействия между производителями вузовского образовательного продукта и его потенциальными потребителями.

Будет ли проводиться работа, и какими средствами с российскими соотечественниками за рубежом, в частности в Казахстане?

Я уже говорил, сколь важное значение мы придаем контактам с представителями национальных диаспор в России, а также с соотечественниками за рубежом. Какими средствами будет эта работа осуществляться? Понятно – дипломатическими, экономическими, образовательными, да всеми обычными и доступными всем заинтересованным сторонам средствами культурного взаимодействия. Казахстан – одна из перспективных стран для всестороннего расширения сотрудничества, в том числе и в рамках реализации нашего инновационного проекта. Причина понятна – вековые традиции сотрудничества и обмена культурными ценностями между нашими народами. Экономическая мощь современного Казахстана, его планомерное продвижение по пути создания устойчивой модели общественного развития – все это создает прекрасную основу для нашей плодотворной совместной работы.

 

Пресс-центр РГГУ