Мнением о практическом значении предстоящего события и своими экспертными оценками казахстанской Стратегии поделился в интервью корреспонденту Казинформа заместитель руководителя центра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ А.В.Власов
Мнением о практическом значении предстоящего события и своими экспертными оценками казахстанской Стратегии поделился в интервью корреспонденту Казинформа заместитель руководителя центра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ А.В.Власов
- Алексей Викторович, не могли бы Вы подробнее рассказать о предстоящей конференции?
- Инициатива проведения конференции под рабочим названием «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных государств мира» принадлежит двум известным российским аналитическим центрам. Это Информационно-аналитический центр Московского государственного университета имени Ломоносова и новый центр изучения постсоветского зарубежья при Российском государственном гуманитарном университете. Это реальное отражение того интереса, который существует у российских экспертов к процессам в современном Казахстане.
Хотел бы обратить внимание, что указанные структуры созданы при авторитетных академических вузах, и это демонстрирует претензии на фундаментальность. Не сиюминутность, а именно обращение к фундаментальным, научным исследованиям политических процессов в Казахстане.
Поддержка инициативы идет со стороны Посольства РК в РФ. Информационное сопровождение мероприятия осуществляют наши давние партнеры – популярные Интернет-ресурсы АПН-Казахстан и Полит.ру.
Цель международной конференции – анализ основных элементов стратегии развития современного Казахстана. Во-вторых, обмен мнениями между экспертами разных стран – на ней будут представлены не только российские и казахстанские специалисты, но и представители других стран Центрально-азиатского региона.
- Какую оценку, на Ваш взгляд, получает казахстанская Стратегия вхождения в число 50-ти конкурентоспособных государств в политических и экспертных кругах России?
- Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных государств мира – проблема, интересующая не только казахстанское, но и российское политическое и экспертное сообщество. В политических, социальных, экономических аспектах развития двух евразийских партнеров есть много общего. Важно проанализировать эти сходные тенденции развития и использовать позитивный опыт своего ближайшего соседа и союзника. Тем более, что у руководства Казахстана есть богатый опыт формулирования стратегических задач, достижение которых является свидетельством выхода государства и общества на качественно новый уровень.
Например, ожидаемое председательство в ОБСЕ в 2009 году - это доказательство того, что процессы демократизации казахстанского общества будут по достоинству оценены европейским сообществом. Вхождение в мировой VIP-клуб по показателям добычи и переработки нефти – показатель новой стратегической роли Казахстана в системе мировой энергетической безопасности, которая трактуется теперь не только с точки зрения потребителей энергоносителей, но и с позиции стран-производителей нефти и газа.
Наконец, процесс вхождения в число 50-ти конкурентоспособных государств мира - это уже определенная философия казахстанской модернизации, поскольку параметры, по которым оценивается конкурентоспособность, носят всеобъемлющий характер. Это не только показатели роста основных экономических показателей, но и характеристики качественного роста, в том числе и уровня жизни населения.
Опыт реализации подобных амбициозных проектов чрезвычайно важен для России, тем более, что есть конкретные критерии оценки выполнения подобной задачи. Экспертный лист, который содержит почти двести показателей – вот ясный шаблон, по которому можно судить об успехах и неудачах казахстанского руководства на этом пути.
В России, к сожалению, предпочитают субъективные оценки действий власти. Судить об успешности реализации, предположим, Национальных проектов можно только по очень условной шкале, которую формируют сами ответственные за выполнение данной задачи.
Поэтому российским экспертам и политикам очень важен казахстанский опыт и проведение подобной конференции - прекрасная возможность для обмена информацией и, как говорится, сверки часов по наиболее острым проблемам, существующим и в России, и в Казахстане.
- В чем заключается проблема модернизации постсоветских государств?
- На мой взгляд, наиболее острая проблема, стоящая на пути модернизации постсоветских обществ – это сохранение экстенсивных методов развития экономики и социальной сферы. Много говорится о выборе моделей опережающего развития, но до сих пор прорыв на новый технологический уровень еще не осуществлен. Есть только предпосылки к решению этой задачи. Экономические успехи РК и РФ, чего скрывать, в значительной мере основаны на благоприятной конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей. И поступающие в казну нефтедоллары - это ведь только стартовая база для модернизации, а не свидетельство полного благополучия.
В свою очередь, прорыв на качественно новый технологический уровень невозможен без создания адекватной научной и образовательной базы. Это – еще одна общая проблема для наших двух стран. Как совместить процесс глобализации в этой сфере с сохранениями традиций и особенностей национальных школ, которые на протяжении десятилетий обеспечивали процесс воспроизводства элит общества?
Образовательная сфера в конкурентоспособном обществе перестает быть простым элементом социальной сферы, а становится инструментом, через который осуществляются инвестиции в будущее страны, причем не только через участие государства.
В лекции Нурсултана Назарбаева в Евразийском университете есть абсолютно точная характеристика этого процесса: «Формирование в РК экономики знаний должно создать прочный фундамент для процветания страны, поскольку образованные и грамотные люди – главный золотой запас общества в 21 веке».
- Насколько объективно российское экспертное сообщество воспринимает процессы происходящие в РК?
- Интерес к развитию политической и экономической ситуации в Казахстане велик. В этом смысле, привлекательна идея, высказанная известным политологом Юрием Солозобовым о консолидации усилий различных экспертных групп и о создании единой структуры, интегрирующей потенциал аналитических служб различных российских центров. Объективное освещение ситуации в РК будет в интересах политических элит двух дружественных государств. В этом нет сомнений. Тем более, что интерес к сотрудничеству с российскими экспертами проявляют такие серьезные аналитические центры РК, как например, Институт мировой экономики и политики при Первом Президенте РК. Стремление к сотрудничеству – залог взаимопонимания.
- Спасибо за интервью.
Беседовал Арнур Рахымбеков
По материалам Казинформ