27 октября в рамках проходящей в эти дни межгосударственной выставки "СНГ: Сотрудничество в области образования", состоялся круглый стол "Формирование инклюзивного общества в России и государствах-участниках СНГ через совместные образовательные проекты".
27 октября в рамках межгосударственной выставки "СНГ: Сотрудничество в области образования", состоялся круглый стол "Формирование инклюзивного общества в России и государствах-участниках СНГ через совместные образовательные проекты". Проведение форума стало возможным благодаря сотрудничеству двух крупнейших ВУЗов России - МГУ им. Ломоносова и РГГУ. В обоих университетах есть подразделения, занимающиеся изучением постсоветского пространства. Это Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ и Учебно-научный центр по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ.
Открыл круглый стол проректор по научной работе РГГУ Д.П. Бак. Он рассказал собравшимся о роли образования в процессе создания инклюзивного общества в России, общества, основанного на возможности включения в него абсолютно всех идентичностей. Д.П.Бак подчеркнул, что образование, наряду с политическими и экономическими аспектами, является важной сферой интеграции стран постсоветского зарубежья.
С докладом "Социально-политические аспекты миграционных проблем на постсоветском пространстве" выступил зам. декана исторического факультета МГУ, зам. руководителя Учебно-научного центра по изучению стран постсоветского зарубежья А.В. Власов. Он отметил, что сейчас отсутствует четкий контроль за потоком прибывающих мигрантов, которые часто не могут адаптироваться к "новой" жизни, во многом потому, что не знают языка, культуры принимающей страны, сталкиваются с совершенно другим уровнем жизни. Поток мигрантов ведет к развитию "теневой" экономики. В этих условиях велика роль ВУЗов и образования в целом в процессе интеграции мигрантов в российское общество. А.В. Власов констатировал важность осознания роли образования в социальных процессах на современном этапе развития общества, когда его мобильность привела к возникновению новых вызовов, стоящих перед академическими сообществом.
Начальник Отдела научно-образовательных проектов и программ Н.А. Конрадова выступила с докладом "Воздействие гуманитарного образования на социальную практику: национальные диаспоры в России и соотечественники за рубежом". Она отметила, что Россия занимает второе место по приему иммигрантов после США и страны СНГ являются основным источником миграционных потоков в Россию. Для того чтобы человек мог адаптироваться к жизни в нашей стране, ему необходимо выработать определенные социально-культурные нормы, в чем ему может помочь образование, которое, по мнению Н.А. Конрадовой, начинает играть роль поддерживающего фактора социального оптимизма.
Доктор филологических наук Е.Н. Ковтун, профессор МГУ им. Ломоносова выступила с докладом "Европейские программы интеграции в области образования: взгляд из России". Она обратила внимание собравшихся на опыт модернизации европейской образовательной системы в рамках Болонского процесса. По словам докладчика многое из этого опыта могут перенять и страны СНГ. Вместе с тем, у России и стран постсоветского зарубежья есть богатые собственные традиции в образовательной сфере, что необходимо использовать при разработке инновационных моделей.
Ректор Приднестроввского государственного университет им. Т.Г.Шевченко С.И.Берил подчеркнул, что видит залог успеха интеграционных процессов на постсоветском пространстве именно в образовании. В этой связи он констатировал необходимость обмена опытом, подчеркнув, что в ПМР ориентируются на российскую образовательную модель.
В ходе дискуссии по таким темам как создание инклюзивного общества, миграционная политика и адаптация населения, инновационные процессы в образовании, выступили политологи, этнологи, экономисты, представители диаспор.