3 ноября в РГГУ состоялся круглый стол «Инновационные образовательные программы в гуманитарных вузах», организованный совместно с Национальным фондом подготовки кадров.
3 ноября в РГГУ состоялся круглый стол «Инновационные образовательные программы в гуманитарных вузах», организованный совместно с Национальным фондом подготовки кадров. Обсуждались вопросы, связанные с участием гуманитарных вузов во втором туре конкурса инновационных образовательных программ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Основными темами дискуссии были: значение понятия «инновации» в сфере гуманитарного знания и образования, критерии экспертной оценки гуманитарных инновационных проектов, опыт реализации инновационных проектов вузами-победителями первого тура конкурсного отбора, основные проблемы в сфере управления инновационными проектами в гуманитарных вузах.
В круглом столе приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию и Национального фонда подготовки кадров, представители гуманитарных вузов и гуманитарных факультетов университетов ЦФО, в том числе, победители первого тура конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Открыл круглый стол ректор РГГУ Е.И. Пивовар, который в своем выступлении отметил, что первый этап конкурса инновационных проектов вузов показал, что в полной мере не ясны сами критерии инновационности гуманитарного знания. Вместе с тем очевидно, что гуманитарное образование поворачивается в сторону социальной практики, и инновационной потенциал гуманитарного знания лежит в сфере воздействия на общественные процессы и на социальную структуру общества.
Вел круглый стол проректор по научной работе РГГУ Д.П. Бак, который во вступительном слове отметил, что главными задачами мероприятия являются содействие актуализации и развитию гуманитарного направления в рамках инновационной деятельности в сфере образования на основе взаимодействия вузов, государственных органов и бизнес-структур.
С докладом выступила заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова. Она представила участникам круглого стола подробную информацию о подготовке и итогах первого этапа конкурса, а также определила возможные параметры второго этапа. По оценке И.В.Аржановой ожидается участие примерно двухсот вузов России. Будут осуществлены подробная экспертиза и жесткий отбор заявок. И.В. Аржанова отметила, что в рамках конкурса решено не прибегать к системе квотирования - для всех ВУЗов установлены одинаковые правила. В этих условиях проведение круглого стола в РГГУ, по мнению И.В.Аржановой, важно для разработки рекомендаций экспертам, работающим с заявками.
И.В. Аржанова отметила, что большинство экспертов, которые будут оценивать инновационные заявки, не имеют непосредственного отношения к сфере образования. Это представители бизнеса, госструктур, которые приоритетное внимание уделят тем заявкам, которые будут построены на основе комплексного подхода, реальной оценки потенциала ВУЗа. При этом заявки должны учитывать потребности рынка труда. Также очень важным аспектом является разветвленность системы управления инновационной деятельностью. В этой связи в выигрышном положении оказываются те высшие учебные заведения, которые выделили специальные подразделения или создали специальные рабочие группы для работы над заявкой.
Была представлена презентация доклада «Основы проектного менеджмента для подготовки инновационных заявок ВУЗов, зам. начальника Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Е.А. Князева. В презентации были обозначены общая методология инновационного проекта, механизмы управления, типичные ошибки конкурсантов в формулировании целей проекта и способов его реализации.
Проректор ГУ-ВШЭ С.Ю. Рощин – представитель ВУЗа победителя первого тура конкурса, отметил, что помимо разработки инновационной заявки, необходимо иметь четкую концепцию ее реализации. С.Ю. Рощин подчеркнул важность взаимодействия между вузами и работодателями. Он также указал на актуальность проведения внутренних конкурсов, определения приоритетов инновационных направлений внутри вузе.
Директор Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ В.Б. Кравченко констатировал, что в условиях преобладания естественнонаучного компонента в инновационной деятельности, гуманитарные ВУЗы должны использовать актуальные тренды в этой области, к примеру, процесс активного внедрения информационных технологий.
Зав. кафедрой истории и теории культуры РГГУ Г.И.Зверева отметила важность аудита научно-образовательного потенциала ВУЗа для удачной реализации инновационного проекта. Она подчеркнула, что в рамках разработки инновационных заявок важно сосредоточиться на приоритетных и перспективных направлениях научных исследований и образовательных программ. В свою очередь, заместитель проректора МГИМО (Университет) МИД России по науке Д.Н. Песков высказал мысль о необходимости активного влияния гуманитарного знания на моделирование общественных процессов.
Представитель компании IBS, ведущего IT – интегратора России, Т.Ф.Федорова отметила важность сохранения гуманитарной составляющей в инновационной деятельности ВУЗов, сохранения их профиля.
Заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова в заключение отметила, что инновационные конкурсы позволяют выявить наиболее сильные стороны российских Вузов. Они являются составной частью мировой научно-образовательной практики, способствуют активному позиционированию России в мировом образовательном пространстве.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что результаты дискуссии могут быть использованы в качестве рекомендаций для вузов-участников второго тура конкурса инновационных образовательных программ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».